Я долго собиралась рассказать об этом месте. Очень долго. Открывала чистый документ, печатала слова, но все они были пусты. Как и моя голова. В этот момент существовал только один звук. Только одно воспоминание.
У всех нас есть своё тайное место. Туда можно возвращаться и вновь проживать часть жизни. Ту самую, ушедшую. Тайский лесной монастырь Там Вуа стал для меня одним из таких мест. Я до сих пор сижу на полу в медитационном зале, где-то совсем рядом журчит ручей, я повторяю за монахами: вдооооох-выыыыыдох, вдоооооох-выыыыыыыдох. Кто-то из соседей посапывает. Стараюсь концентрироваться. Мысли, самые тривиальные и нелепые, застревают в сознании и повисают, как облако над горами. «Кыш! Прочь отсюда!» — я поднимаю мысленную палку и пытаюсь разогнать ею свои виртуальные облака.
«Вы должны наблюдать, как мысли проходят. Не пытайтесь их обрубать и останавливать. Наблюдайте их и пусть они тают, как облака от дуновения ветра» — говорит нам учитель Луанг Та. Вдох-выдох, замерзают ноги, вдох-выдох, кажется, мы сидим здесь уже тысячу лет, вдох-выдох, интересно, что на обед, вдох-выдох, шумит водопад, вдох-выдох, вдох-выдох, шшшшшш …
День ото дня чувствуешь, как становишься чище. Словно душа сходила в баню. А потом вышла, красивая, розовощекая. Села на берегу лотосового пруда и смотрит, как рассеивается утренний туман и солнце поднимается из-за гор.
Каждый день у нас четыре медитации от полутора до трех часов каждая. День начинается в 5 утра с самостоятельного чантинга, пропевания буддистских мантр. Честно скажу, мысль петь мантры в темноте, стуча зубами меня ни разу не посещала. Я просыпалась перед рассветом от того, что ноги превратились в льдинки и зубы отбивают дробь. В декабре на севере Таиланда температура опускается до 3-5 градусов «тепла». Бамбуковый домик не отапливается и четыре тоненьких, полученных в день приезда пледа не спасают.
В семь часов мы собираемся на завтрак. Кормят плотно, остро и вкусно. В день приезда я опаздала на обед. Тайские девушки принесли мне с кухни остатки риса и несколько овощных подливок. Я попробовала одну: дыхнула огнём и заплакала. Они стояли в стороне и наблюдали. На следующий день стали готовить два варианта пищи: для себя и для фарангов (так по-тайски зовут иностранцев).
На кухне работают волонтёры. Тайские буддисты придерживаются традиции тхеравада. Эта традиция опирается на учение, зафиксированное в Палийском Каноне — древнейшем своде буддийских писаний. Название означает Путь Старейших и подразумевает приверженность к первоначальному учению и правилам монашеской дисциплины, установленными Гаутамой. Это касается не только медитационных техник, но и многих бытовых вещей. Например, тайские монахи не могут готовить себе пищу, а могут только принимать её в качестве пожертвования. Поэтому при монастырях всегда есть волонтёры, как правило, женщины. У нас на кухне трудилась улыбчивая девушка по имени О, поляк Лукаш и несколько женщин, чьи имена мне не удалось запомнить.
Я любила заглядывать на кухню перед обедом, помогать готовить и учить тайский. Изначально, я хотела провести для себя неделю випассаны, то есть практики медитации и молчания. Но О так задорно хохотала, когда Лукаш старательно записывал тайские слова в свой блокнот, что я не удержалась и тоже начала расспрашивать её о секретах тайского языка.
А потом познакомилась с ребятами из Южной Америки и мы радостно болтали на испанском, потому что это не самый популярный в Азии язык и редко удаётся его практиковать. Дальше русские признали во мне соотечественницу и прервали свою практику молчания и вот уже во время завтрака над нашим большим столом летает рой оживлённой болтовни. Настоятель смотрит на нас, улыбается всем своим круглым лицом, но качает головой и напоминает, что пора жевать, а не болтать.
После завтрака мы идём практиковать медитацию «хождения». Каждый шаг совершается медленно и осознанно, всё так же: вдох-выдох. Расстояние в километр мы проходим часа за два. Это мой любимый вид медитации: концентрируешься на дыхании, глаза невольно поднимаются и зрачки расширяются, увидев окружающие красоты: по склонам гор взбирается густой туман, силуэты деревьев проступают строгим орнаментом на фоне мягкого, зефирного неба, сквозь листья пробиваются первые лучи солнца. Дыхание спирает. Вдох-выдох.
Дальше у нас проходит «сидячая» медитация. В том самом, открытом всем ветрам зале. Справа журчит ручей, слева храпит сосед, а ты всё смотришь на облака своих мыслей, они то густеют, то рассеиваются. Время идёт. Или стоит. Ноги затекли. Монахи выводят нас из медитативного состояния. Читают мантры. Ручей журчит. Сейчас у нас есть несколько минут, чтобы привести себя в порядок перед обедом.
Недолгая беседа с учителем, который как всегда метафоричен и рассказывает истории о том, что ум наш подобен обезьяне, которой нужно всё немедленно и как его учить терпению. Потом обед. И время созерцания лотосов в пруду.
А потом снова медитативная «прогулка» по бамбуковому лесу и «сидячая» практика избавления от мыслей.
Лесному монастырю часто пеняют отсутствие строгой дисциплины. В большинстве буддистских монастырей, которые принимают иностранцев, есть строгая программа випассаны — разговоры запрещены, изменения техники медитаций запрещены, покидание территории монастыря запрещено категорически. В Там Вуа правила не так строги. Посещение медитаций остаётся на вашей совести, практика молчания не обязательна, если вы остаётесь там надолго, то можете предупредить монахов и уехать на день-другой в город — вас не осудят. Вопрос дисциплины — это вопрос вашей заинтересованности результатами практики. Нужен ли страж извне?
Вечером наступало долгожданное время чантинга. Луанг Та включал нам пение тибетской монахини и душа уносилась к заснеженным вершинам. Мы пели мантры и наполнялись уважением к горам, небу, земле, учителям, буддам, насекомым, соседям по циновке. В долину спускалась прохлада и темнота.
Однажды вечерний чантинг не состоялся. На всей территории монастыря и ближайших деревень отключили электричество. Монахи выдали нам свечи, чтобы можно было читать мантры и мы вышли с этими свечами на полянку перед домиками. Это было самое глубокое небо в моей жизни. Абсолютно тёмное. И самые огромные, бриллиантовые звёзды. Я смотрела в это бесконечное пространство и не чувствовала границ своего тела. А потом заболела затёкшая шея и вернула на землю, к телу.
Мне легко и приятно вспоминать время, проведенное в лесном монастыре. Что дал мне этот опыт? Создал ли он незыблемый островок спокойствия посреди бури эмоций? Помог ли открыть сердце? Приблизил к кристальной сути иллюзий и представлений? Возможно. Разбудил нечто древнее и вечное. Это точно!
Как попасть в Лесной монастырь Ват Там Вуа
Лесной монастырь (Ват Там Вуа) находится в 30 км от Мэ Хон Сона (по трассе Пай — Мэ Хон Сон). Записываться на випассану заранее не нужно. Вы можете приехать и в тот же день остаться.
Страничка монастыре в ФБ: www.facebook.com/FriendsOfWatTamWua
Плата за пребывание в монастыре принимается в виде пожертвования, такого, какое вы считаете нужным. Тайцы считают за честь делать щедрые пожертвования монастырям. Русские медитаторы, к сожалению, славятся тем, что пожертвований не оставляют. Срок пребывания в монастыре не ограничен. Уехать можно в любое время по желанию.
Если вы решили отправиться на практику в зимнее время, то возьмите тёплую одежду, одеяло или спальник. По ночам в горах довольно холодно.
Еда в монастыре двухразовая: завтрак в семь утра и обед в одиннадцать, дальше только чай и какао.
Одежду для медитаций вам выдадут, но можете взять свою: любую белую, закрывающую плечи и колени.
Помогать по хозяйственным храмовым делам можно, но не обязательно. Особенно приветствуется помощь на кухне и в прачечной.
Каждый день у нас был час буддистской работы, мы подметали лужайки, убирая с них листья, но дул ветер и они тут же опадали. Главное ведь процесс, а не результат?
Другие посты на эту тему:
- Випасана на Самуи в медитационном центре Дипабхаван
- Жизнь в Тигрином монастыре, заметки волонтёра
- Большой путеводитель по интересным местам Таиланда
- Лайфхаки для путешествий: как путешествовать много и интересно
(c) El Yate. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Скажите пожалуйста, не может такого быть, что там не будет мест? Везде читала, что в центры випассаны нужно записываться заранее… Какие в монастыре условия для проживания? Отдельные или общие домики?
И как легче всего добраться туда из Бангкока?
Анна, думаю, что может. но, насколько мне известно, пока записи заранее у них нет. если появится больше желающих, возможно, введут. отдельные домики на одного-двоих и общая дорма (если все домики заняты)
из Бангкока вам нужно доехать до Чианг Мая любым удобным способом и потом минибасом (в котором ужасно укачивает) или локал басом поехать в сторону Мэхонгсона. выйти в деревне Mai Suya в 30 км от Мэхонгсона. там дальше пешком по указателю.
Оля, привет!
не могу найти четкую инфо на официальном сайте. Пишу тебе: я планирую пройти 21 дневный курс в лесном монастыре. я правильно понимаю, что у них нет четкой программы «от сих до сих». Просто, приезжаеь и живешь там, сколько тебе надо и предупреждаешь за день?
Привет )), да, сроков у них нет, про предупреждение ничего не знаю, кажется можно просто приехать и остаться сразу.
Лена, волшебно! Спасибо.
русским туда не стоит приезжать
настолько уже накосячили, что не рады видеть абсолютно
Ольга, расскажите, в чём накосячили. Мне учитель сам говорил: приезжайте и пусть ваши друзья из России приезжают.
Ольга,
слова мантр выдаются?
обязательно ли приезжать в монастырь утром?
шлепки тоже белые должны быть?
есть ли постельное?
еще вопрос, можно ли там заниматься йогой и где?
Ирина, я не Ольга:) Слова мантр выдаются, транскипция транслитом с языка пали. Приезжать утром не обязательно. Шлёпки любые, йоги там нет, можете у себя в комнатке заниматься в свободное время. или на улице.
Спасибо! извините, я просто увидела надпись «Авторский блог Ольги Салий». Скажите, пожалуйста, как добраться из монастыря до Мае Хонг Сон или Чианг Мая? если где-то расписание автобусов, останавливаются ли они там, реально ли уехать…
Здравствуйте,подскажите как найти человека в Таиланде. Прибыл в Лесной Монастырь 07 апреля 2015 года. По условиям прибывания страны должен покинуть её через 3 месяца.В данный момент не выходит на связь.Подскажите куда обратиться за помощью. Ищем мужчину 39 лет из Новосибирска.Если видели или общались,отзовитесь пожалуйста.
Настя, насколько я знаю, обратиться можно в туристическую полицию ближайшего города (какой именно лесной монастырь?)
попробовать связаться с монастырём (у них обычно есть е-майлы)
писать во все подходящие в группы Вконтакте, на форумы, только укажите имя и фамилию и фотографию человека)
Ольга,спасибо что отозвались. Монастырь Ват Там Вуа возле города Чиангмай,на сколько я поняла.К сожалению не смогла найти официальный сайт этого Монастыря. У вас случайно не осталось их номера? Или номеров знакомых кто сейчас находится там.
Настя, вот тут их страничка в Фейсбуке: https://www.facebook.com/FriendsOfWatTamWua
С ними можно попробовать связаться на английском языке.
других контактов я не знаю и в гугле не нахожу, знакомых там тоже нет никого(
Ольга, огромное спасибо, за помощь.
Марина, спасибо за обзор!
Скажите, как лучше принимать решение между храмами чанг мая для випассаны?
как принимали вы? знаете ли разницу между ними?
я нашла 3: Там Вуа или Chom Tong или http://www.fivethousandyears.org/
Просто ехали куда само приехалось)
Здравствуйте, Ольга. Подскажите, пожалуйста, если слабый английский язык, то возможно ли будет понимать, что говорит учитель? есть ли там версия на русском языке?
Благодарю
Раньше была версия на русском, но сейчас я не в курсе, не знаю. Но я была на англоязычной випасане еще в те времена, когда мой английский был очень слабый, да, я не всё понимала, но язык очень хорошо проник в моё подсознание за эти дни))