В глухой тайге Томской области, на слиянии рек Чулым и Юл находится деревня Усть-Юл. Точнее сказать, находилась. От Новосибирска это примерно 500 км, кажется недалеко, но дороги туда нет. Добраться можно через деревню Альмяково Асиновского района, проделав остальной отрезок пути в 30 км по реке Чулым на моторной лодке.
В деревне никто не живет с того момента, когда в перестройку отключили дизельную электростанцию за неимением топлива. А где нет электричества — нет и жизни. Школа, дома опустели. Люди разъехались.
После войны, в самый расцвет деревни, все трудились на заготовке и сплаве леса. Огромными количествами он уходил вниз по течению, перевыполняя план нашей страны. Реки были многоводными, рыбными, леса полны дичи, грибов и ягод. Сейчас реки обмелели, рыбы стало меньше, разве что дичь осталась.
Несколько тетеревов, куропаток и медведя нам посчастливилось повстречать, когда мы приехали сюда на рыбалку.
И вдруг в этих «глухих» уже местах, мы услышали лай собаки. Мы знали, что рядом когда-то была деревня, но давно покинутая, и учитывая, что ближайшее село в 30 км от нас — собака рядом было для нас неожиданностью… пока на тропинке не появился человек. Спокойной походкой, с пустой пластиковой бутылкой в руках, небритый и небрежно одетый, к нам направлялся человек. Откуда он здесь? На рыбака не похож, на охотника тоже.
Это был Палыч.
Услышав звук лодочных моторов, к нам направился единственный житель покинутого Усть-Юла, находящегося в двухста метрах от нашего зимовья. Мы были рады тому, что не одни в тайге, а Палыч тому, что есть с кем поговорить. Не отказавшись от ста грамм, мы сели за стол, наша беседа затянулась, и мы узнали историю когда-то процветавшей деревни.
В облаке сигаретного дыма, за круглым столом сидели мужики, забравшиеся глубоко в тайгу и счастливые от простого человеческого общения. Нас сближало тепло и треск дров в печи, истории нашей жизни. Мы уважали Палыча, как когда-то единственного защитника Брестской крепости, знавшего все до и после, не покинувшего и не предавшего… Перед нами сидел Человек, не побоявшийся поставить себя один на один с природой, тайгой, медведями и одиночеством.
История Усть-Юла повторяет истории сотни деревень Сибири, созданных как поселения каторжных в послереволюционные годы.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Как будто снова побывал на Юлу! А бывал я там последний раз лет 25 тому назад!
прям «Сибирь. Монамур»
а палыч не рассказал как убивал человека , моего дядю ?
Да Витя мальчик тоже был подарок, гонялся с ружьем по деревне и по бабкам охотился, чуть мою тетю Шуру чуть не укокошил.
Женя.. Прочитала ваш рассказ была потрясена тем, что стало с людьми, какой жизнью они живут. Все перемены не всегда приносят людям хорошее, опустели дома, жищнь просто ушла …
Таких деревень, поселений и одиноких людей стало много, ведь неивсе нашли себя в новое время. Жень. ! По-моему у вас получилось неплохо. Пишите, с удовольствием прочитаю.
Бакирова Р. Н.
Вернуться в детство, вспомнить малую свою Родину, тех , с кем учился в школе, дружил, мечтал… Вспомнить первых своих наставников: дорогих своих родителей, учителей, всех старших, окружавших тебя и напитавших душу живительной любовью и силой, без коих невозможно войти во взрослую жизнь, чтобы прожить ее достойно. Это счастье… Спасибо всем Усть — Юльцам, зажегшим в » Одноклассниках» светлый очаг, согревающим теплом воспоминаний, волнующих и счастливых.
Спасибо большое за информацию и фото.Мои родственники с 1931 по 1951гг были в ссылке там, но информацию не оставили.Что бы я хотел узнать. Историю поселка. Когда образован,какие народы проживали там, чем занимались.Как жили ссыльные,где работали,какие обьекты жилсоцкульт быта там были.Вобщем любая информация интересна. Я понимаю что у всех ссыльных была одинаковая жизнь. Но хотелось бы по Усть-Юлу. Если что-то дополнительно сообщите буду благодарен. Или может подскажите куда обратится.Жду любого ответа.
С Уважением Геннадий.
Альмяково не Асиновского района, а Первомайского.
Был в Усть-Юле в 1984 г. Приезжали в гости в одноклассниками. В Усть-Юле была школа 8 кл, на фото 2х этажные развалины — это она.у нас в Улу-Юле 10 кл. И ребята у нас доучивались и жили в интернате. Был клуб.Пристань,заходили и пассжирская . Попасть сюда ещё можно спалавившись по речке Улу-Юл от железнодорожного моста’представляете как здорово славится на лодке по таежной реке!!! Сколько получается по времени — не знаю,не сплавлялся. Думаю самосплавом 2-3 суток. Ещё пешком через тайгу можно,нужно сойти на первом переезде после ж/д моста,в сторону Белого Яра,попросить машиниста тепловоза,он притормозит. Мы именно этим маршрутом и добирались. Км.10 примерно,точно не цприпомню,давненько это было.Хотя счс. не знаю…….может поезд и не ходит. Вроде слышал что там пожар был,толи тайга горела,толи Паша по пьяни спалил,вообщем много чего сгорело.
Я закончил школу Усть-Юла в 1971 г.
А мы уехали из Усть-Юла в 1972
Да и действительно,.. подальше от всех в тишину.
Плохая новость…. на прошлой неделе Палыча не стало… Палыч тихо заснул и ушел… на своей Родине, в своей деревне , последним. Его тело нашли в его домике . У него уже не осталось к тому времени ни собаки, ни кота, никого. Изредка рыбаки и охотники навещали его ,… теперь нам не к кому будет приезжать . Спи спокойно , Палыч, для меня ты как последний защитник Брестской крепости, последний боец, последний житель Усть-Юла… я обязательно приеду чтобы навестить твой домик, приеду попрощаться с тобой к твоей земле….
P.S. Пишу, слеза стекает по щеке. Совсем недавно приезжали рыбачить и я ночевал с Палычем в его избушке. Мы долго разговаривали, он угощал меня вкусным чаем на травах с черникой… потом мы с ним зажгли керосиновую лампу и я взял книгу с полки и стал читать, пока Палыч тихо засыпал … Было тихо и спокойно, очень уютно ,как дома … Спи ,Палыч, твой глубокий таежный сон уже никто не потревожит…
Впервые прочитал в интернете про Палыча года два назад. Была такая мысль-каким-то образом попасть в те места и повидаться с этим человеком.Сам я из Ростовской обл. -шахтер,пенсионер, 64года.
Но таких друзей-товарищей не нашлось,а сейчас уже не знаю…
Спасибо тебе Палыч,ты был для меня и останешся этаким жизненным стержнем.
Деревенские жители: «…мы с товарищем за всю бригаду отдуваемся…, если человек умеет и любит работать …», значит, он, либо жулик-активист, либо обработанный идиот. Председатели колхозов действительно получали от пятиконечной власти неплохие дома и солидные наделы земли в личную собственность. Дети ещё пользовались. У внуков отобрали: арррбайтен и лофс, лофс. Учение программирование. Слушать, смотреть фильмы и пр., говорить – самопрограммироваться. Тебе конец. А есть нечего потому, что уничтожена природа. И сделано это преднамеренно. Сначала ударными пятилетками (12 пятилеток = 12 колен израилевых), затем Перестройкой, которую Берл Лазар назвал очередной революцией.
Был на Усть Юле два дня назад, пару недель назад кто то сжёг последний дом, нечего нет больше там , а то что написано выше, так скажем на троечку написано, и для сведения Юла два, Чулым один, так что будьте точнее Ольга, успехов.
Родилась и выросла в Усть-Юле и никакого Палыча там никогда не видела, слышал что был какой то бродяга-приезжий, которому жить негде было. Какая же это его земля?
Виктора Жданова? Тоже парень был бойкий, помню в году наверное 1965 он стрелял себя из ружья и чуть мою тетку не подстрелил. А так мужик был неплохой, виделся с ним в 1987 году, он тогда на Устье-Юле заведывал базой ГСМ.
Я тоже вырос в Устье-Юле, школу там восьмилетку закончил и вас никакой Елены там не видел и не встречал.