Памир называют Крышей мира, Подножием смерти или бога Солнца. Эта горная система находится на территории четырёх государств: Таджикистана, Китая, Афганистана и Индии. Горам не важны границы, но вот люди столетиями спорят из-за того кому должна принадлежать эта территория..
Знакомство с Таджикистаном у меня началось со столицы — Душанбе, куда я добрался на местном автобусе от границы с Узбекистаном. Первый контраст после прохождения сложной узбекской границы — это очень дружелюбные люди, готовые во всем помогать приезжему.
В центре Душанбе достаточно красиво и чисто, люди гоняют на мерседесах и ходят в костюмах с айфонами. Окраины ни чем не отличаются от типичного советского города.
Виза в Таджикистан
Для граждан Украины и России виза в Таджикистан не нужна, но на каждый день пребывания в стране требуется регистрация, которую можно получить либо в гостинице, либо у местных. Без регистрации в стране можно находиться всего три дня, но если с выходными — пять. Без регистрации нельзя купить местную симку. Интернет я добывал у водителей, которые раздавали мне wifi с телефонов, либо в некоторых местных кафешках.
Ночлег в Душанбе
Первой сложностью для меня оказалась проблема с ночлегом. В столице мне не удалось найти каучсерфера, а все гостиницы и хостелы были либо забиты, либо достаточно дороги. Пришлось значительно потратиться, так что советую заниматься поиском жилья при посещении Душанбе заранее. Удобный сервис, который показывает варианты сразу с Букинга, Агоды и других сайтов:
Пермит в Памир
Целью путешествия было прохождение Памирского тракта, а для этого требуется разрешение (пермит), которое делается в ОВИРе и стоит 25 сомони (около 200 руб):
- В Душанбе разрешение делают в течение суток по адресу: Душанбе, ул. М. Турсунзаде, 5 (ОВИР).
- В Кулябе разрешение можно получить за 2-3 часа в местном ОВИРе. Без разрешения в Горно-Бадахшанскую автономную область (ГБАО) вас не пустят.
В Таджикистане много ослов.
В Кулябе кроме рынка ничего примечательного нет.
От Куляба до Шарообода (границы ГБАО) меня подвезли вот такие парни.
Как ни странно, мы доехали без происшествий.
По пути мне повстречался мужчина, который круглый год живет в горах. Когда он узнал, что я из Донбасса, то засыпал вопросами о политической ситуации в Украине и оказалось, что разбирается в этом всем лучше меня, знает все последние новости, карту боевых действий и географию Донецкой области с точностью до мелких сел, чем меня очень удивил.
К ГБАО я добрался уже к вечеру, где ребята на блок-посту очень обрадовались мне, расспрашивали весь вечер, оставили у себя ночевать, а утром посадили на фуру в Хорог.
К слову, Памирский тракт можно проехать купив джип-тур за 2-3 тыс евро.
Либо автостопом с дальнобойщиками, например. На моё путешествие по Памиру ушло около 3500 руб за 6 дней. Самым дорогим пунктом была ночёвка в Душанбе (1500 руб) и 1000 руб на проезд из Мургаба в Киргизию.
После Шурообада начинаются невероятной красоты горы.
И невероятно плохая дорога.
От Шурообода до Хорога менее 400км, но проходятся они за 2 дня, средняя скорость движения 20-30 км. в час.
Приходится переплывать реки вброд.
Скатываться с обрыва в пропасть.
По другую сторону обрыва солнечный Афганистан.
Бурная река Пяндж, разделяющая Таджикистан и Афганистан.
И прекрасные афганские дороги.
Пару раз в день останавливаемся перекусить вот в таких кафешках.
Постоянно происходят аварии и поломки. Местные не бросают друг друга в беде, так что каждый час мы останавливались ремонтировать чужие машины.
В Хороге мой водитель пересадил меня к своему другу, который ехал в Мургаб, что было идеально. Кстати, в Хороге проще и быстрее получить афганскую визу, чем в Москве, например. Но у меня были другие планы.
От Хорога в Мургаб около 300 км, но они тоже проходятся за 2 дня. Пейзажи становятся все более неземными.
Это был июнь, но на высоте около 4 км было достаточно прохладно.
Подъезжаем к Мургабу.
Почти все фото делаю на ходу.
Вот и сам Мургаб — город расположен на Памире, на высоте более 3600 метров над уровнем моря и является самым высокогорным городом на территории бывшего СССР.
Дети играют в мяч.
Мургаб. Местные жители пригласили меня погреться в юрте и в ней же предложили остаться на ночлег за 10 сомони (80 руб). Гостиницы здесь очень дорогие.
Переночевав в юрте, я отправился гулять по окрестностям и не сразу заметил какую-то непонятную дымку.
Которая очень быстро разрасталась.
Сперва я подумал, что это конец света, но местные пояснили, что это обычная песчаная буря.
Так что, заселфившись, я пошел прятаться в юрту.
Последним пунктом на моем пути стало озеро Каракуль.
Должен сказать, что из Мургаба очень сложно уехать, трафик нулевой. Ходит только 1 автобус в сторону Киргизии по утрам и то, если набираются пассажиры.
Условия регистрации я нарушил на один день, объяснив это на границе тяжелой дорогой. Меня пропустили без проблем, но так делать не советую.
Дальше была Киргизия, но это уже другая история.
Автор: golos.io/@kiorsergey
Рекомендую заглянуть:
- Авто-путешествие вокруг Иссык-Куля
- Автостопом по Алтаю, ущелье Актру
- Покхара и озеро Фева (Непал)
- Фрукты Таиланда, самый вкусный обзор
- Что посмотреть в Бангкоке
©Sergey Kior. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Добрый день Сергей!
Скажите, как по вашему, реально пройти часть маршрута пешком — от Хорога до Мургаба, например?
Я читал, что люди ходят! Есть там где остановиться если путешествовать без палатки или лучше не рисковать??