Сперва мы конечно же выбрали путь. На форумах нашлись знающие люди, которые советовали лучшую дорогу – Новосибирск – Змеиногорск (на границе) – Усть-Каменогорск – Алматы. 2100 км – и вы в горах Тянь-Шаня. Мы и поехали по этой дороге. Но сразу после границы асфальт превратился в волнистые бугры, и через 300 км ехать было уже совсем невыносимо. А потом всё невыносимей и невыносимей. Ближе к Алмате плохая дорога стала кончаться, но начались гаишники.
Дороги и Гаишники в Казахстане
Это отдельная тема, поэтому я её выношу. Водитель нашего экипажа – Ромка – он вообще прниципиально всегда ездит по правилам. И даже я начинаю нервничать, когда он по голой степи едет 40 км/ч после знака и вокруг не видать не только гаишников, но и вообще никого и ничего до самого горизонта.
ГАИ в Казахстане – это то, из-за чего ещё долго автотуризм в этой стране будет близок к нулю. Мы об этом знали заранее, но очень уж хотелось доехать до горы. Приведу пару наших примеров для тех, кто ещё не общался с ними.
Первый раз нас остановили где-то на трассе между Усть-Каменогорском и Алматы. На границе мы купили, как положено казахскую страховку за 400 рублей и предъявили её гаишнику. Увидев её, он очень обрадовался и довольный заявил:
— Ваша страховка недействительна! Смотрите, тут написано: с 7.11.2011 – с 7 ноября!
Мы ткнули ему в дату окончания действия страховки: 7.25.2011 и спросили бывает ли 25-й месяц. Гаишник оказался грамотным и знал, что 25-го месяца – не бывает. Но страховка всё равно для него была не действительна.
В общем, на границе нам выдали страховку с североамериканским форматом даты. А в Казахстане (как и в России) по ГОСТу этот формат другой: у них месяц.день.год, а у нас день.месяц.год. Но ГОСТы носят рекомендательный характер, а не законодательный… В итоге мы поспорили с гаишником минут 10, и он отпустил нас восвояси.
Следующие гаишники пытались придумывать для нас различные нарушения, но даже когда обнаружили треснувшее лобовое стекло (в Казахстане так ездить нельзя), то Ромка сказал:
— Вы заберете у нас права и дадите временные?
— Да!
— И больше у нас их никто забрать не сможет?
— Да…
— Ну хорошо – забирайте! – Ответил он.
И гаишники сказали:
— Ладно, езжайте… Э.. Но хоть что-нибудь оставьте.
Оставив 200 тенге, мы поехали дальше. Дальше был город Алматы, в котором нас остановили два раза за 10 минут и тут мы оставили уже 3000 тенге (600 рублей). Первый раз мы действительно нарушили – проехали на желтый. Официальный штраф за это дело 14 тыс. тенге. А мы отдали «на месте» 2000 и поехали дальше. Через 10 минут нас остановил другой экипаж и долго искал нарушение, пока не заметил лобовое стекло.
По трассе через Усть-Каман встретили сгоревшую дальнобойную машину. Сперва загорелись колёса и водитель не смог потушить. Это было неделю назад, а пламя до сих пор осталось.
Дальше так сложилось, что нас не останавливали больше ни разу. Сперва мы сломались, потом старались выезжать рано-рано утром. Но обо всём по-порядку.
Перед поездкой мы познакомились Вконтакте с двумя алматинскими джиперами. Совершенно вроде бы незнакомые люди, но они дали нам свои контакты и пообещали рассказать на месте про интересные места в окрестностях Алматы. Кто бы мог знать, что эти случайные знакомства окажутся такими важными.
Ремонт двигателя в Казахстане
До Алматы мы доехали почти без приключений. Уже на подъезде двигатель начал сильно греться. Немного постояли, охладились и доехали до города. В самой Алмате даже съездили в бутаковское ущелье и забрались на горы (пешком конечно). И умылись горной ключевой водой! — в общем, мечта можно сказать сбылась. Но в мечте же главное не сама мечта, а путь к ней.
И на пути с первой горы, в бутаковском ущелье, когда в планах ещё осталось несколько других гор для покорения, что-то сильно застучало в правом колесе. Ромка снял его и увидел, что игольчатый подшипник весь уже высыпался и перестал существовать.
В общем, этим вечером наша машинка отдыхала. Мы позвонили первому джиперу Ивану, и он с другом Ромой устроил нам экскурсию на своём Паджере в Аксайское ущелье, на Большое Алматинское озеро и на Космостанцию, которая находится за озером на высоте 3500 м. До озера дорога человеческая – асфальтная, а дальше – как раз для таких как мы и ещё для всяких тракторов и вездеходов.
Ребята рассказали нам о своём опыте общения с казахстанскими гаишниками. Им с казахскими номерами конечно проще, но в любом случае, как мы поняли, не важно какое у тебя нарушение и есть ли оно вообще – превысил ли ты скорость на 10 км/ч или на 100 км/ч – отдаёшь 1000 тенге и едешь дальше.
Так, совершенно незнакомые люди просто взяли и потратили на нас полдня своего времени, сожгли немало топлива и даже перегрели двигатель на подъёме к Космостанции. На самом деле это очень трогательно и радостно, что такое в нашем мире бывает.
Утром мы созвонились с другим джипером Сергеем. Позвонили просто так, а оказалось, что у него во дворе целое СТО, которое специализируется как раз на Паджериках. И можно приехать к нему и отремонтироваться. И мы приехали.
Во дворе дома Сергея сидели джиперы (это такие большие и чумазые мужыки) и ремонтировали маленькую пластмассовую машинку, на которой ездил чей-то ребёнок. Там тоже было что-то с колесом. Пока мы заезжали во двор, машинка была отремонтирована, и все переключились на наше колесо. С общей помощью оно было быстро отремонтировано. Потом нас проводили к мастеру-мотористу Даурену. Они с Ромой чистили радиатор, а я сидела в комнате отдыха и пила чай. И в какой-то момент вошёл моторист Даурен и, хохоча, сказал:
— Вы россияне – про вас не зря анекдоты придумывают! Как вы вообще доехали на такой машине?? Там нужно все взять и выкинуть, и поставить новое. Я конечно сделаю что смогу, но не даю гарантии, что вы доедете на ней обратно.
Оказывается Даурен с Ромой залезли в двигатель и обнаружили там целый ряд неполадок, которые срочно нужно было устранить. По сути это должен был быть почти капитальный ремонт двигателя, который кстати в Алмате раз в пять дешевле чем в Новосибирске. Можно ездить туда ремонтироваться при наличии времени.
Ещё один алматинский день у нас ушёл на ремонт двигателя. В этом нам помогали наши новые друзья-джиперы. Которые ещё вчера ничего о нас не знали, а сегодня копались вместе с нами просто так в двигателе, кормили, поили и поддерживали идейно и морально. Это просто удивительное джиперское гостеприимство!
На следующее утро мы поехали с этими ребятами (джиперский клуб «Проходимецъ») по маршруту Алматы – Чарынский каньон – Чунджа – Бортагой – Плато Ассы – Тургеньское ущелье. Колонна состояла из 4 внедорожников, среди членов экипажа была 2-х месячная девочка, которая всю дорогу молчала и глазела по сторонам.
Время в пути – 2 суток. Расстояние вышло чуть больше 500 км.
В селе Чунджа, которое находится недалеко от границы с Китаем, мы заваривали задний мост одного из Паджериков – очередная поломка в поездке, которая напомнила нам о том, что слово «проблема» нужно заменить на слово «приключение» и тогда жить становится гораздо интереснее.
Тем более что после Чунджи наша машинка вдруг взяла и заглохла.
Стали думать что могло случиться.
Потом стали думать ещё сильнее.
После суток разгадывания загадки её поломки выяснилось, что просто умер аккумулятор. До Алматы мы ехали, не заглушая двигатель, ночью поменяли аккумулятор и до России добрались за два дня без поломок и гаишников.
Уже в России нас оштрафовали на 100 рублей за превышение скорости. Ромка практически засыпал за рулём и проспал знак начала населённого пункта. От общения с родным русским гаишником мы так обрадовались, что он вместо 86 км/ч вписал в протокол скорость 76 км/ч.
Где побывать в окрестностях Алматы
Таких мест тут очень много. Мы успели побывать в самой малости к сожалению – слишком мало у нас было времени. Тут нужно хотя бы полгода, чтобы всё облазить и подышать горным воздухом.
Большое алматинское озеро на машине
Находится в 28 км к югу от Алматы на высоте 2500 м. Озеро возникло в результате землетрясений. В зависимости от времени года озеро меняет свой цвет — от светло-зелёного до бирюзово-голубого. Его окружают три пика, самый высокий – пик Советов 4300 м. Если поехать от озера по дороге вверх и направо, то можно выехать на границу с Киргизией — дорога выводит к Иссык-Кулю, но граница в этом году закрыта. Дорога налево ведёт к космостанции, с которой хорошо видно город Алмату под густым смогом. Подъём в ущелье сам по себе очень рискован из-за селеопасности ущелья и крутизны подъема. После дождя дорога становится как каток.
Бутаковское ущелье
Если ехать вверх по улице Достык в Алмате и, не доезжая до платины Медео свернуть налево, то попадаешь в Бутаковское ущелье. Сюда можно приехать на автобусе или попутках и подняться пешком на один из пиков (до 4000 м), сходить на водопад, перейти через хребет до платины Медео или через Бутаковский перевал (высота 3100 м) спуститься в Талгарское ущелье.
Каньон Чарын на автомобилях
Находится в 200 км от Алматы и напоминает Большой каньон Колорадо в Северной Америке. Только примерно в четыре раза меньше по размеру. Это красные скалы из осадочных пород, возраст которых составляет около 12 миллионов лет, высота около 150—300 метров. В каньоне есть роща реликтового вида ясеня, пережившего эпоху оледенения — ясеня согдийского. Другая подобная роща есть только в Северной Америке. Красивейшее место, но в июле там очень жарко.
Плато Ассы
Находится примерно в 170 км от Алматы на высоте 2800-3200 м. Здесь обнаружены признаки пребывания человека более чем 5000-летней давности. В верхней части плато построена астрофизическая обсерватория, с одним из самых больших в мире телескопов, правда она сейчас заброшена.
Тургеньское ущелье
Находится в 90 км от Алматы. Это красивейшее место для автолюбителей хорошо тем, что по нему можно пройти на колесах до самого плато Ассы (правда смысл этого будет не понятен пешему туристу). В древности здесь проходили караваны из Европы на восток — в Китай и Индию. Тургенское ущелье славится водопадами и реликтовыми Чин-Тургенскими моховыми ельниками, растущими на вечной мерзлоте.
Километраж и расходы на путешествие в Казахстан
На наше путешествие ушло 9 дней (в пути 4 дня), было потрачено около 730 литров бензина, пройдено ок. 4800 км. Обратно мы ехали через Караганду и Павлодар и эта дорога гораздо лучше, чем через Усть-Каменогорск.
Отдельная наша благодарность Диме Шпес, Сергею Айспур и Ивану с Ромой*! И всем «Проходимцам»).
На ночёвку мы забрались черти-куда. На реку Темирлык. До сих пор пытаемся пожарить сосиски так же как это сделал там Марко. Но у нас ничего не получается. Либо сосиски не вкусные, либо они сгорают напрочь).
Не пытайтесь кормить компанию верблюдов в степях Казахстана лепёшкой, как это собиралась сделать я. Когда их несколько на свободе, то они слишком большие и подвижные.. в сравнении с нашими маленькими телами).
Рекомендую заглянуть:
- Как останавливаться у местных жителей по всему миру бесплатно
- Плато Ассы, фоторепортаж
- Путешествие вокруг Иссык-Куля на авто
- Нетуристические маршруты по Алтаю на авто
- Копилка лайфхаков для качественных путешествий
© Ольга Салий. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям: