С прошлой весны мне запомнилась безумно красивая дорога в Илам: трассу B.P.Highway в Непале строили японцы и это чудо инженерного гения — таких удобных и красивых горных дорог я еще не встречал в Азии. Тогда мы ехали по ней на машине, и я просто не мог отлипнуть от окна, но останавливались мы крайне мало. Поэтому созрел план проехать по ней снова, неспешно — на мотоцикле.
Про аренду байка в Катманду и особенности мото-езды в Непале
Аренда мотоцикла в Катманду не проблема. В районе Тамеля есть несколько прокатных пунктов. Я арендую в этом — 27.710381, 85.311006 (координаты для гугл-мэпс). Выбор и цены примерно одинаковые. Поторговаться тоже всегда уместно (спросите в прокате Амита и ссылайтесь на меня).
Аренда скутера стоит 600 рупий. Мотоциклы типа 120-220 сс – 700-1000 рупий. Ройял Энфилд – 2500 рупий в день. Паспорт в залог – и готово! Я взял Bajaj Pulsar 125cc, для одного ездока, налегке – этого достаточно.
От Катманду до Илама почти 600 км. А это значит 2-3 дня в пути.
Общее правило для Индии и Непала: 200-250 км в день для комфортного и безопасного передвижения. Плюс/минус в зависимости от пробок на маршруте и рельефа местности.
Ноябрь это уже поздняя осень для районов в поясе долины Катманду. Значит утром и вечером будет очень прохладно за рулем. Обязательная экипировка – термобелье, непродуваемые штаны, куртка и перчатки и хороший шлем.
На дорогах здесь довольно пыльно, шумно и хаотично. Маска и очки не помешают. А также, желательно чтобы стекло мотоциклетного шлема было не сильно старым (исцарапанным), иначе в темное время встречный транспорт будет сильно слепить. Дороги редко освещены фонарями, а водители любят использовать дальний свет.
Основное правило безопасного вождения – двигаться со средней скоростью всего потока. Движение здесь своеобразное, хаотичное на первый взгляд, оно скорее похоже на перемещение стаи рыб в океане, когда каждая особь чувствует вибрации всей стаи. Если влиться в это движение, то никаких проблем на дороге не будет.
Дорога Катманду-Илам
Маршрут был разбит на 3 части:
- выехать из Катманду и через Дуликель на B.P. Highway,
- спуститься на равнину, переночевать и продолжить путь по южной трассе E-W Highway,
- добраться максимально далеко в Илам (снова нужно подниматься в холмистую местность), заночевать и доехать до чайной фабрики на третий день.
Соответственно 3 дня в пути и две ночевки по дороге.
B.P.Highway, «японская дорога» Катманду-Бардибас
Самая красивая часть – это та самая “японская” дорога. Можно заночевать в Дуликеле и проехать ее в самое красивое время – утром. Мы выехали из Катманду довольно поздно, около 10 утра. Дорогу проезжали днем. И только затемно спустились к равнинной части, немного померзнув по пути. В районе центрального кольца города Бардибас есть несколько отелей от 600-800 рупий и выше. Мы остановились в этом: 26.990565, 85.893143
Тераи, Бардибас-Джанакпур
Вторая часть – дорога по равнине южной части Непала, которая называется “Тераи”. Здесь вечное лето, и преобладают южные (индийские) народности.
Из Бардибаса можно спуститься в Джанакпур, к индийской границе. Там находится Джанаки Мандир (26.730048, 85.926599) – важный и красивый индуистсткий храм в могольском стиле, посвященный Сите (или Зите), той самой, из Рамаяны, которую спасал Рама при помощи Ханумана. Поездка в Джанакпур это крюк 40 км туда и столько же обратно на трассу E-W.
Заповедник Koshi Tappu. Дальше по ровненькой дороге, через многочисленные реки, вдоль небольших городков и деревень. Не доезжая до городка Харипур – длинный мост через реку Коши, вверх по течению которой, раскинулся заповедник Koshi Tappu.
Не скажу, что это обязательное для посещения место, но мне альтернатива проехать на обратном пути по заповеднику вместо пыльной и жаркой трассы, показалась очень привлекательной.
Въезд в заповедник платный 1300 рупий за человека. Но ничто не мешает въехать через одну из боковых дорожек. В нескольких сот метрах от заповедника идет дорога через живописные деревни и изредка попадаются не охраняемые въезды. На территории, с главной дороги надо свернуть к реке. Если не шуметь, то можно посмотреть на диких буйволов.
Харипур-Илам
От Харипура чуть больше 100 км до городка Биртамод. Там на выезде из города надо свернуть налево и двигаться на север в сторону Илама. Если пропустить этот поворот, то можно оказаться в Индии.
Вскоре равнина сменяется холмами и плавно переходит в местами крутые серпантины. До столицы Илам Базара около 55 км. Там можно провести пару дней гуляя по окрестностям. Селиться лучше на верхних улицах, ближе к чайным плантациям. Место туристическое, но довольно интересное. Если двигаться дальше на север (150 км), до можно доехать до Тапледжунга, откуда ходят в треккинг к Канченджунге (между прочим третья по высоте вершина мира). По пути обязательно заехать в Фидим, там очень красивые чайные плантации на склонах.
Да и просто поколесить по иламским серпантинам, заезжая в уютные городки и деревушки, с бесконечными чайными садами, довольно прекрасное времяпровождение.
Рекомендую заглянуть:
- Мой прекрасный и шумный Катманду (фоторепортаж)
- Самостоятельно в Непал, путеводитель
- Альтернативный взгляд на Покхару и озеро Фева
- Что посмотреть в Бангкоке
©Артём Жушман. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Отличные разнообразные фото. Спасибо.
Наталья, очень приятно получать ваши комментарии) спасибо!
Я с подпиской на е-майл до этого никогда не работала и кажется вы у меня первый такой активный подписчик ❤
А что так дорого аренда байка,в 5 раз дороже чем в Индии?