Первый раз опубликовано июль 2022. Последнее обновление 2024.
Маршрут: Манали — Дорога смерти Killar-Kishtwar — Кашмир — Занскар — Ладакх, перевал Кардунг Ла 5600 — Индийский Тибет (Хундер) — Манали. Примерно 2,5 тыс км. С этим путеводителем вам не нужно будет платить много денег за скучный мото-тур, а очень просто будет организовать себе самостоятельно грандиозное путешествие, даже если вы ни разу не были в Индии. Поехали. А я буду невидимо присутствовать рядом, помогать информацией и мысленно радоваться за вас. Итак,
Содержание:
чем интересен этот мото маршрут: Индийский Тибет, Гималаи, Занскар
Маршрут планировала я сама, как всегда, ни гидов, ни групп здесь не надо, мне даже жалко было эти колонны мотоциклистов, ограниченные в передвижении чьими-то планами. А вдруг внезапно захочется поехать совсем в другую сторону?
- Дорога смерти Киллар-Киштвар зацепила меня сразу, как только я увидела её на ютубе когда-то. Правда сейчас самый страшный участок дороги закрыт и завален обвалами, ехать надо по объезду (тоже не простому), но в целом все эти 150 км были незабываемы по итогу.
- Кашмир — штат на границе с Пакистаном, совсем другая, мусульманская Индия. Тоже давно мечтала побывать здесь.
- Занскар — пока сюда нет дорог, но они активно строятся. По атмосфере это самые потрясающие места, буддийские монастыри без туристов (и вообще людей здесь почти нет), очень красивые горы..
- Малый Тибет. Это Лех и территория за ним, чтобы проехать сюда, нужно преодолеть перевал 5600м (на самом деле 5359м). Сейчас в жаркий сезон этот перевал не является сложным, но мне очень понравилось находиться на высоте и виды в пути.
Можно трансформировать этот маршрут сколько угодно. Места, в которые бы я еще заехала: Дхарамсала и горные деревни в районе Манали, Spiti Valley, Занскар (более обширно), Тцо Морири (озеро), другие озера, Сикким и тп.
У нас на этот путь ушел 21 день. Но мы очень много отдыхали и чилили: 2 ночи в Шринагаре и примерно неделю в Лехе.
Это было путешествие «мото-девичник»: ехали на трёх мотоциклах, я и две эндуристки: Юля (Камчатка) и Марго (Новокузнецк).
Обычно я езжу одна и если вы сомневаетесь — а можно ли отправляться в эти места в одного, то я развею ваши сомнения совершенно: Конечно можно! И нужно! И очень даже кайфово. Одиночные путешествия — это лучшее, что может случиться с каждым. Даже для девушки. Тем более в этих местах.
Едем в Гималаи. Что вам понадобится:
Полезные контакты и важное:
- Найти и купить самый удобный по датам (и дешевый) билет тут>>
- Если на мотоцикле, то берите страховку — выбрать можно самую дешевую из предложенных Черехапой (здесь точно все компании проверенные), но ставьте галочку «управление мотоциклом».
- Чат в телеграме по Индии (самый активный). Здесь узнаём актуальную информацию по въезду, можно даже по визам.
- Контакт, чтобы сделать электронную визу в Индию есть в ↑чате↑ (делает Надя).
- Ирина и Дорджи — организаторы очень интересных туров в Ладакхе, Сиккиме, Занскаре и тп, у них же отель в Лехе: Вконтакте, Инстаграм: @travel_to_ladakh
- Аренда мотоциклов в Манали: Motorcycle Expeditions garage, сайт www.motorcycleexpeditions.com.
- Аренда мотоциклов в Лехе (номера Манали в Лехе не пропускают) — обошли всё, нашли самые недорогие варианты и много: +919541073395
- В Лехе стоит заехать в мото-сервис Royal Enfield, техосмотр, мелкий ремонт, помывка, смазка цепи выйдет в районе 900-1000 рупий.
- Страховка — вот это важный момент! Оформляю её на каждый выезд, даже по России. На эту поездку вышло около 2500 руб с покрытием «Активный отдых, Езда на мотоцикле». Рекомендую делать обязательно, потому что с 2011 в теме и вижу много историй с неприятными последствиями для пострадавших мотоциклистов и сборами денег на операции. Делается страховка за 5 минут онлайн тут>>
!! Важно: Перед поездкой загрузите в телефон приложение Maps.me и обязательно прогрузите (откройте, приблизьте и закачайте на телефон все районы, по которым хотите проехать): Дели, Манали, Лех, Шринагар и тд, — в некоторых городах загружаемых районов может быть даже несколько, лучше перепроверить и загрузить больше, чем потом остаться без карты, которая будет с вами даже если не будет интернета совсем.
Одежда, мото экип
У меня с собой было:
- Гермо-сумка на 50-60 (а можно и 90л) — очень важная и нужная часть.
- Мото перчатки (взяла свои),
- мембранная куртка (не мото),
- раздельный дождевик (купила в Дели в Декатлоне),
- обычные хб штаны с удобными многочисленными карманами,
- теплая кофта, подштанники, пуховичок,
- шлем (дали с мотоциклом, норм),
- по обуви — ехала в берцах, девочки ехали в трекинговых ботинках.
- Наколенники я взяла свои, но можно взять в аренду с мотоциклом.
- Желательно иметь налокотники (у меня не было).
Если чего-то из списка у вас нет, всё можно купить в туристических магазинчиках в Манали или Лехе. Мембранные вещи, штаны, дождевики — всё это есть и стоит дешевле.
Мотоциклы. Только аренда (свой везти очень дорого и долго)
Мотоциклы Royal Enfild Himalayan 400 взяли в прокат в Макали, у Motorcycle Expeditions за 1600 рупий/сутки. Himalayan мне кажется лучший вариант для местного бездорожья, мы брали в экспедиционной конторе, хорошо подготовленные, не ломались. На высоте отлично себя ощущали. Royal Enfild Classic обойдётся дешевле, но он меньше предназначен для эндуро, хотя для этих дорог в умелых руках думаю отлично подходит тоже, да и внешне мне лично нравится намного больше.
По запчастям — в компании вместе с мотоциклами нам выдали наборы необходимого (резину, тросики, лампочки и какие-то еще штуки, которые сложно найти в пути). Но ничего не понадобилось, мотоциклы в этой конторе специально готовят к длительным экспедициям.
В Лехе нам пришлось дополнительно брать местные мотоциклы, тк на мотоциклах с другими номерами в Малый Тибет не пускают. В Лехе аренда дороже, но если вы хотите проехать только по Малому Тибету, то есть смысл прилететь сразу в Лех (только может случиться горнячка, нужна подготовка, высота 3500 в городе) и взять мотоциклы там.
В день реально проезжать по 100-200 км. 300 км мы прошли только в последний день (Тсо Кар — Манали), ехали с раннего утра до вечера. Бездорожье, серпантины и пробки из фур на отвесных серпантинах очень задерживают.
Торговаться в Индии надо везде и всегда. Очень. И за отели и за мотоциклы и в лавочках с одеждой (тем более).
Сезон дождей в Индийских Гималаях (важно!)
Сезон для такого путешествия очень короткий, проехать по этим местам можно только 2-3 месяца в году. И скорее всего это июль-август и первая половина сентября.
- В Манали и Дхарамсале дожди начинаются уже в начале июля и часть пути Манали-Дорога Смерти, до Кашмира это ощутимо, потому что от малейших дождей начинаются завалы на дороге.
- Занскар хорошо проезжать в конце июня-июль-август.
- Для Малого Тибета и долины Спити лучшее время — июль, август, начало сентября.
Интернет, симкарты в Индии (проблема)
Индия — самая сложная страна для покупки симкарты туристу. У меня в путешествии было две симкарты, обе были куплены с помощью местных жителей, потому что при оформлении нужен адрес, документы, номер телефона местного жителя. Такого человека можно попробовать поискать через Каучсерфинг или в чате телеграма, который я указала в начале поста. Но есть еще важный момент:
В Индии 2 типа симкарт — предоплаченные (prepaid) тарифы и пост-оплата (postpaid). Prepaid симкарты действуют в Дели и Манали, а дальше не работают. В регионах Кашмир, Занскар, Ладакх, — работают только postpaid симкарты, которые может оформить на себя только местный житель. Такого человека найти будет уже сложнее.
Если же симкарты у вас нет, то интернет можно находить следующим образом:
- Просить раздать мобильный интернет любого встречного, официантов в кафе и тп.
- Искать отели с вайфаем (такие есть не везде).
- Забыть про интернет на время путешествия.
Палатки, еда
Мы ехали без палаток, ночевать можно везде в гестах (ок 1500 рупий за номер на троих), а при желании на выезды можно арендовать палатку. Если путешествие от 2 месяцев, то я бы взяла палатку и спальник, но купить всё это можно недорого в Индии.
Гесты и отели проще всего находить прямо по ходу, останавливаясь и выбирая своими глазами, но можно смотреть на Букинге по рейтингу и ехать уже туда по точке на карте. Иногда именно по рейтингу попадаются очень интересные варианты.
Я так же являюсь любителем находить знакомых местных жителей повсюду, у которых можно остановиться, либо находить хостов через Каучсерфинг. Не очень активно это получилось использовать по нашему пути, но когда получалось, то было очень круто.
Еда есть везде. Очень вкусно и недорого. Я люблю даже уличную еду и люблю очень простые местные семейные лавочки, где всегда много местных толкутся и едят Тали руками.
Фрукты есть практически везде. Всю дорогу объедалась манго (примерно 100-150 рупий за кг).
!!Важно. Средство от поноса номер один в Индии и Непале — обычная Кола (не диетическая). Я насмотрелась на очень жосткие приступы у людей, когда ничего больше не помогает, никакие лекарства. А Кола и острая еда — спасают.
Бензин в Индии и Гималаях
Бензин в канистрах мы брали, но в итоге можно было обойтись. От Манали, как в сторону Киллара, так и Леха есть участок пути 300 с чем-то км без заправок и на него можно взять канистру 5-10 л. Из тех, что продают на местных рынках, пятилитровки прочнее. Мы сначала брали 10-литровые и две из трёх треснули в пути.
Бака Энфильда хватает почти на 300 км. При желании бензин можно купить между заправками в бутылках у местных жителей.
Стоимость бензина актуальную можно гуглить, когда ездила я, ценник был около 100 рупий/литр.
Права категории А в Индию
Международные права проверяли 2 раза, теперь они нужны, в отличие от того как было раньше. Сделать их можно просто и быстро через местное ГАИ, подав заявление через Госуслуги.
Итог, расходы, стоимость, деньги
Важно! Помним, что наши карты в Индии не работают (кроме ЮнионПей — по ним можно снимать с некоторых банкоматов в Лехе и Дели, но расплачиваться ими тоже невозможно). Поэтому перед выездом придётся обменять рубли на доллары и вести с собой наличку весь путь. Обменять рубли на доллары в России сейчас можно в обменниках Москвы, либо на черном рынке через чаты Телеграма.
Обменять доллары на рупии в Индии можно в крупных населенных пунктах (в аэропорту Дели курс очень не выгодный, там много менять не нужно).
- Билеты Мск-Дели-Мск — вышли около 40 тыс руб. Но цены зависят от времени и сезона. В Чате телеграма иногда пишут про распродажи у аэрофлота (их можно отслеживать самим), либо покупать, выбирая дату с лучшей стоимостью через aviasales (это сейчас лучший способ для всех направлений).
- Отели, ночевки — в среднем 1500 рупий на троих, либо около 900 рупий на человека. Мы часто ночевали бесплатно. Каучсерфинг в Индии довольно назойливый, не очень его люблю, но если попадается хороший местный житель, у которого можно остановиться, то это намного круче, чем отель, потому что общение и погружение в культуру бесценно.
- Питание. Только в кафе. 400-1000 рупий в день. Совершенно нет смысла готовить в Индии, тем более возить с собой кастрюли и газовые баллоны. Из необходимого — термос очень полезная вещь. И деньги на еду. У меня уходило 300-400 рупий в день в обычные дни, если не шиковать.
- Бензин. 100 рупий/литр. Расход 4-5 л на 100 км, итого ушло примерно 120 литров (ок 12 тыс рупий).
- Аренда мотоциклов на 21 день — 34 тыс рупий.
- Обслуживание мотоциклов — 1000 рупий. В сервисе были только в Лехе, один раз.
- Подарки — это то, что вам захочется купить наверняка, делать это стоит в Лехе (проще всего), Манали (тоже оч просто) или Дели. Тут у каждого будет своя сумма, тк продаётся всякое — от дешевых мелочей до очень дорогого антиквариата, украшений и тп.
Итог. У меня ушло примерно 900$ на все путешествие, учитывая, что ночевали мы часто бесплатно, и в целом мне давно привычно жить в путешествиях и находить всякие лайфхаки экономии, если они нужны. Кстати все мои лайфхаки перечислены и выложены в открытом доступе на этой страничке>>. Плюс билеты Мск-Дели-Мск ок 40 тыс руб.
Обычному человеку понадобится я думаю минимум 1500$ на такое путешествие, плюс билеты в Индию и обратно. Это если ехать без тура, самостоятельно, по моей инструкции. Брать тур гораздо дороже и безумно скучно.
Отблагодарить автора путеводителей (то есть меня) можно отправив любую сумму в качестве донейшн по номеру +79537779301 (Альфа, Сбер, Тинькоф).
Как выглядят дороги в Индийских Гималаях
Моё видео об этой поездке:
И скриншоты моей гоупро:
Будни, реальность, ежедневные отчеты и рассказы
в моих поездках всегда в большом количестве я показываю в сторис Инстаграма (@Annatamila) и немного Вк.
Я постаралась для вас и написала этот путеводитель, чтобы вы поняли как просто на самом деле осуществить свою мечту и уже сделали это! Теперь дело за вами, а я буду «рядом» — и информационно и мысленно, удачи вам!
Ваши вопросы:
Почти наверняка я о чём-то не написала и не ответила на какие-то вопросы. Пожалуйста, пишите задавайте их именно в комментариях к этому посту, чтобы я точно всем ответила, потому что личка часто перегружена и туда не успеваю писать.
Рекомендую заглянуть:
- Моё одиночное путешествие Алтай-Владивосток (курс на Камчатку)
- 2 месяца на Камчатке с мотоциклом (места, инфа, восторг)
- Путешествие на мотоцикле по Непалу, рассказ блондинки
- Алтай на мотоцикле, мои лучшие места
- Важные лайфхаки для любого путешествия в закладки
© 2022. Ольга Салий. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Спасибо, очень ценная инфа! Уж два года собирался в те края, но своим ходом хочу ))) (@crazymotonomad)
от своего хода меня останавливает сумма залога, которую в Пакистане при пересечении границы оставлять нужно
Что то я не встречал упоминания о залоге в Пакистане, хотя читал/смотрел не мало, но до ковида… Или это свежая инфа?
КОРНЕТ ДЕ ПАССАЖ. Для поездки на собственном транспорте через территорию Ирана, Пакистана и Индии вам потребуется Корнет де пассаж. Этот документ позволяет въезжать в эти (и другие) страны без уплаты таможенных платежей на границе. Оформляется для россиян он в РАФ (Российская Автомобильная Федерация), стоимость оформления составляет 12000 рублей + залог, который рассчитывается исходя из стоимости транспортного средства. В 2016 году залог составлял от 70000 до 175000 руб в зависимости от модели мотоцикла, на машины расценки совсем другие. Залог возвращается при предоставлении правильно заполненной книжки Корнет де пассаж.
Для таких поездок можно взять бюджетный мотик,и корнет на него будет недорогой
Это кстати не на границе именно с Пакистаном, не помню где его оплачивают, почему-то в памяти сидит Пакистан просто
Вы просто находка для меня
Добрый день!
А с номерами Дели пропустят дальше Манали, до Леха?
Не пропустят
Благодарю!!
Приветствую. Сегодня смотрел ваше видео о Гималаях и понял что раньше читал отчет по Грузии на этом сайте. Благодарю что делитесь! Я сейчас в Индии и планирую в горы в Июне. Мой маршрут стартует из Кашмира через перевал Зоджи-Ла и окончание перевал Ротанг-Ла. И Собственно вопрос. В Июне я везде проеду? Читал что снег уже растает, а дожди будут в июле — августе.
Вроде бы это самый благоприятный период, но дожди могут быть. Ближе к концу июня вроде бы лучше, но это не точно))
Ольга, потрясающий материал и подача!Спасибо
Оль,а если права только б-категории,и международные к ним есть,можно проехать по маршруту?В Гоа в этом году катался,часто останавливали,максимум штраф 500р и поехал дальше,а некоторые даже не смотрели на категории
Андрей, права редко будут проверять и вероятно штрафом можно ограничиваться если что, но если авария и будут разбираться, тогда уже серьезнее последствия без прав категории А
Правильно понимаю, что, если мотоцикл арендован в Манали, то на границе Ладакха завернут? или можно проехать маршрут и доехать до Ле?
Завернут не на границе Ладакха, а для выезда из Ле в Нубру или на Пангонг)