Есть ли жизнь на Укоке. Путешествие на автомобиле по Алтаю: Кош-Агач — плато Укок

Дороги авто на Укоке

Плато Укок находится на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России. Средняя высота — 2200—2500 м. Здесь находится курган, в котором была обнаружена «Принцесса Укока». Анализ ДНК позволил ученым заявить, что «Принцесса» является представительницей скифских племен. С этим не согласились представители алтайской интеллигенции, заявляющие, что алтайцы — прямые потомки населявших плоскогорье Укок в древности племён. После раскопок южная часть Плато Укок была объявлена «Зоной Покоя» и сакральным местом. Мараторий на любые раскопки был наложен на 10 лет и закончился в 2006 году. Пока тут никто больше ничего не копает, кроме геологов.

Горный узел Табын-Богдо-Ола является священным для монгольских и китайских буддистов. Как сакральное место плоскогорье Укок фигурирует и у алтайцев, придерживающихся других религиозных взглядов, в том числе языческих. Для меня эти горы странные, холодные, тихие и однозначно волшебные. Это субъективно и это трудно объяснить.

Путь на Плато проходит через поселок Кош-Агач. Более 90 % населения поселка — казахи. Основная деятельность — скотоводство. Посёлок скорее богатый, чем бедный. Здесь находится погранзастава, в которой нужно оформить разрешение на посещение Плато Укок. Без него туда никого не впускают.

Кош-Агач в переводе с казахского — «Пара деревьев». Это дерево — то, что осталось от пары — символ Кош-Агача. Второе дерево погибло.

После Кош-Агача и погранзаставы в сторону Укока идёт грунтовая дорога, ехать по которой лучше со скоростью не меньше 60 км/ч: чем быстрее едешь, тем меньше кочек ощущается. Через пару десятков км грунтовка уходит на село Беляши и реку Джазатор, через которую теоретически тоже можно проехать на плато (большую часть года Джазатор переплыть на джипах не возможно). Мы в этот раз поехали через перевал Теплый ключ. Свёрток на перевал от грунтовки уходит каменистой полевой дорогой.

За несколько дней до нашего приезда на подъёме к перевалу Теплый ключ упали вот такие камни. Газ-66 после нас протиснуться не смог и проложил новую дорогу, в обход камней.

На перевали нас застали снег и метель, пришлось пережидать в домике для пограничников. В домике отогрелись буржуйкой и через 3 часа поехали дальше. Дорога через Теплый ключ занимается примерно 2,5 часа. Расстояние небольшое, но дорога очень каменистая. Иногда приходится прикладываться защитой.

И дальше начинается само Плато Укок. По всему плато есть несколько домиков, возле которых удобно останавливаться на ночлег, потому что больше здесь негде укрыться от холодного ветра или дождя.

Погранзастава Аргамджи заброшена. «Живой» только один маленький домик на замке.

К мужскому туалету ведёт дорожка, к женскому — травка :)

Дверь скрипит на ветру. Если бы я была тут вечером, то ходила бы и боялась.

Дороги на Плато Укок. В это время года (июль-август) здесь ещё немного воды можно сказать.

Оставшиеся в живых столбики приграничной территории с Китаем. Их тут потихоньку спиливают на дрова.

И вот мы наконец-то нашли первую жизнь на Укоке (если не считать многочисленных сурков, беркутов, лисицу и всяких непонятных бурундучков). Здесь живут геологи, которые исследуют где прокладывать газопровод «Алтай». Они живут тут по несколько месяцев и те, кого мы встречали не понимают что нужно туристам в этом пустынном холодном месте. Проект газопровода «Алтай» всё ещё находится в разработке. Пока ещё ничего не прокладывают, только изучают.

В прошлом году нам попадались браконьеры, которые наглядно продемонстрировали плоды своей деятельности в виде распотрошенного сурка.

Когда солнце прячется за тучами, становится холодно и совсем уже не хочется выходить из машины. И это август. Августовской ночью на Укоке мы как-то застали -11С. Зимой бывает — 50С. И как раз зимой чабаны пригоняют сюда скот на пастбище.

Мост через реку Ак-Алаха, по которой сплавляются до Катуни.

Курганов здесь очень много. Запрет на проведение раскопок скоро кончится и возможно их снова начнут копать.

Заброшенное зимовье для чабанов.

Возле реки Ак-Алаху есть домик для стоянки и вот такой туалет.

На стоянке с нами рядом ночуют сплавщики. Это настоящие маньяки — +1С, дождь, ветер, а они собирают свои катамараны и собираются 2 недели сплавляться к слиянию рек Катунь и Чуя.

Этот мужчина что-то шьёт и напивает «Но нам дороже ртутных фонарей вот эти десять звёзд над головой».. Кстати, звёзд тут не десять, а очень-очень много.

Это официальное место захоронения принцессы Укока. Но есть непроверенный источник, утверждающий, что это не правда, а настоящий курган принцессы находится ближе к Ак-Алаху.

А вот настоящий курган Принцессы:

И вид, открывающийся с горы, под которой находится курган:

Чуть дальше, по реке Ак-Алаха находится ещё одно зимовье. Действующее. Домики закрыты на замки, людей нет, но видно, что они тут периодически бывают.

Следующая погранзастава на пути озеру Укок — уже действующая. Челябинская казачья или «Бертекская». Пограничники — ещё одни жители Укока. Итак, что получается: геологи, чабаны (периодически), пограничники, браконьеры, сплавщики, туристы (по мнению геологов «ненормальные»), сурки, беркуты, журавли и всякое зверьё. Ощущение такое, что ты находишься на Диком Западе..

После погранзаставы мы едем на озеро Укок. Но дорога становится всё страньше и страньше.

Проезжаем мимо таблички, не обращая особого внимания (тут же эти таблички повсеместно), да и развернута она в противоположную от дороги сторону…

В этом болоте мы садимся и начинаем лебедиться. В этот момент нас догоняют пограничники, выходят с серьезными лицами и автоматами из своего грузовика и объясняют, что мы только что чуть не попали под административное нарушение (попытались проехать в Китай).

На плато Укок можно проехать несколькими дорогами. Через реку Джазатор (очень ограничена эта возможность из-за её постоянного разлива), через перевал Теплый ключ (мы въехали по ней — радоновые источники, довольно каменистая и неудобная дорога) и по старой дороге через перевал. Если я не ошибаюсь, он называется Калгутинский. Этой дорогой почему-то ездят очень редко. Со стороны Кош-Агача она даже аккуратно заложена камушками:

Но мы проехали по ней со стороны Укока. Это потрясающая по красоте дорога. Перевал на 200 метров выше, чем Теплый ключ. Дорога более удобная и времени занимает меньше. Под перевалом находится заброшенное Калгутинское вольфрамит-кварцево-гидротермальное месторожение. Эти штольни строили заключённые ГУЛАГа во время ВОВ. Они же проложили к месторождению автомобильную трассу через реки Тархаты, Джумалы и Джазатор.

Из одной из штолен 3-километровой длины есть выход на поверхность уже за перевалом Жумалы-Калгуты. Т.е. раньше на Калгутинскую впадину можно было попасть не через перевал Теплый ключ, а «сквозь гору», через Жумалинскую штольню.

А мы едем дальше, в Кош-Агач, по старой дороге. На картах она помечена как основная кстати.

Возможно она перекрыта камушками потому, что здесь лавино- и камнепадоопасные места.

Без поломок мы конечно же не обошлись напоследок).

А это уже совсем «рядом с домом».

Другие интересные посты в моём блоге:

(c) Ольга Салий. Копирование материала запрещено.

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (26 оценок, среднее: 4,77 из 5)

Загрузка...

Автор: Ольга Салий

Странствующий блогер, международный фотограф

Комментарии приветствуются (уже оставили 20 комментариев)
  1. Поездка на Укок, 2012 | Daily notes:

    […] Хорошенько осмотрев бывшую погранзаставу, мы двинулись дальше — впереди нас ждали веселые броды. Фотографировать в этом месте было крайне неудобно, поэтому фотографий с брода у нас нет. Приводим пару фотографий Ольги Салий […]

  2. Артём Жушман:

    Какие странные и дикие места.. Жаль, что не смог к вам присоедениться.
    Спасибо за историю, Ольга!

  3. Римма:

    мне очень понравилось ваше описание путешествия. Это настоящий профессиональный репортаж! здорово!молодцы. ваша работа даже помогла мне в более четком представлении полной картины плато, потому что мы летом зашли со стороны Теплого ключа.и я тоже составляю отчет о нашей экспедиции)) спасибо

    1. Ольга Салий:

      Римма, очень интересно!! Может быть мы дождёмся ваш отчёт на этом сайте))*

  4. Владимир Ю:

    Я служил в этих краях. Спасибо за воспоминания. Там намного больше того что вы видели, но это немного в стороне от вашего маршрута. И сколько туда не катайся все равно все не увидите. А за заставы очень обидно.

    1. Ольга Салий:

      Владимир, вот бы вы рассказали маленько подробнее. Ну очень-преочень любопытно..

  5. юрий:

    очень удивился,увидев свою Аргамджу,через 30!ЛЕТ!служил там.почти ничего не изменилось!огромное спасибо за фото!!!!

    1. Ольга Салий:

      Юра, спасибо большое за сообщение! Очень не хватает рассказов о том как там было в то время когда вы служили :)

  6. barmer:

    Я присоединяюсь к Ольге, Юрий и Владимир расскажите подробнее о вашей тайне.
    Мы планируем экспедицию в 2013 году июль август. Хочется увидеть больше.

    Ольга Вам огромное спасибо за отчет. Успехов в будущих экспедициях.
    С уважением Barmer.
    barmer.dyndns.org
    experience the unnknown

  7. Аноним:

    Ольга, а зачем фотографии с одной экспедиций присутствуют в отчетах разных лет? :-)

    1. Ольга Салий:

      Сначала были отчеты, а последняя подборка фото сборная, чтобы наиболее полно показать всё что у меня есть о плато и о поездках туда )

  8. Анатолий:

    Нам нравится, всё просто кайфово. Хочется сейчас в дорогу.Вам респект и уважуха.

  9. Артем:

    Спасибо за фотки! Хотя смотреть немного тоскливо. В 1988, 1991,1992 годах летом подрабатывал геологом в штольне на Калгутинском руднике, каждый день сквозь гору ходил. Тогда там все кипело, немного жалко что все развалилось.. Но может это и к лучшему — мы не умеем культурно аккуратно разрабатывать месторождения — сплошное свиноройство.

  10. Игорь:

    Где взять норм карту. Не гентштаба ссср и не местного разлива. Лучше, как у погранцов

    1. Ольга Салий:

      Игорь, мы пользуемся генштабовскими (они же должны быть и у погранцов) через приложение Russian Military Maps
      Свежие должны быть секретными и за них военнослужащие раньше расписывались при получении и по возвращению.
      Есть магазин в Латвии, который торгует старыми генштабовскими картами.

      1. Игорь:

        Интересный отчёт. Можно поподробней про старую дорогу от Кош-Агача, которая заложена камнями, как на неё выйти?

        1. Ольга Салий:

          Игорь, это можно только на карте посмотреть, дорога есть на военных картах, их можно найти в интернете. Так словами я не смогу уже вам объяснить куда ехать) Смотрите дорогу через Калгутинский перевал. Координаты Калгутинского рудника: 49°27’40″N 88°3’43″E

  11. Оля:

    Это просто сказка… Фото аж до слез созвучно с моей душой….Моя цель в 2020году познакомиться с плато Укок.. Благо дарю за увлекательное виртуальное путешествие…

  12. Дмитрий:

    Судя по фотографиям, курган, который под горой тоже не имеет отношения к «Кургану Принцессы». Это курган Ак-Алаха-2, раскопанный в 1992 году, а «Принцесса» обнаружена в кургане 1 могильника Ак-Алаха-3 в 1993-м. Но да, мне рассказывали, что официальный плакат вроде тоже стоит не в том месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *