Как-то проходя по дачным улицам садового общества «Восток», что расположено между верхней зоной Академгородка и Новым поселком, я заметила на заборе табличку «Сады охраняются казаками». Потом еще одну. И еще. А потом перестала обращать на них внимание, потому что висели они в каждом дворе. Но впечатление о том, что сады охраняются не кем-то, а казаками осталось и впечатление это можно охарактеризовать словом «внушительно».
И в самом деле, мысль о казаках сразу воскрешает в памяти кадры из советских фильмов и эпизоды из «Тихого Дона».
– Вот сорву я сейчас яблоко с чужого дерева, – думалось мне, – и прискачет усатый хлопец на вздыбленном коне с шашкой наголо. Как- то сразу расхотелось стянуть даже спелую малину, растущую за забором.
Вскоре в этих же дачах мне встретилась пара казачьих лошадей. А потом и сами казаки. Люди они открытые и приветливые, с радостью рассказывают о своих традициях и истории.
Казаки в Сибири
– Бердской казачьей станице уже 300 лет и это самая большая казачья община в Сибири, насчитывающая почти 400 человек, – рассказывает атаман Николай Шевчук. Сам он родился в Сибири и является казаком только по матери. Впрочем, вопрос национальной принадлежности казаков весьма непрост – когда-то, поселившиеся на Дону казаки представляли собой национальную общность и служили при хане сборщиками «налогов». С тех пор в их языке сохранилось немало тюркских слов, например, слово «атаман» переводится как «отец мужчин». Были среди донских казаков, казаки от рождения, но были и «приписные», то есть русские крестьяне, тяготеющие к свободному земледелию, военной службе (в случае государственной надобности) и близкие им по духу.
«Приписными» они оставались до самой смерти, но уже их дети, родившиеся в казачьей общине были полноправными казаками. Условное деление на казаков и «приписных» есть и сейчас, казаком может стать любой человек (если спустя год наблюдений за его действиями, он получит одобрение совета), близкий к ним по своему мироощущению: тяготеющий к роду, семье, земле, православной церкви и работе не только для личной выгоды, но и на пользу стране. Такие слова как «работа на пользу стране» зачастую вызывают в нас внутренний протест. Есть отчего. Но у казаков свое собственное восприятие этих слов, момент это тонкий и мы к нему еще вернемся.
Как раз таки служба во благо отечества и привела казаков в Сибирь вслед за Ермаком. Земли здесь были обширные, леса богаты зверем, да и царь далеко, потому после окончания службы многие не захотели возвращаться домой на Дон и осели здесь, женившись на местных девушках.
Современные казаки работают и в офисах, и на рынках, но традиционная мужская работа им больше по душе.
Атаман бердской станицы
Атаман бердской станицы – бывший следователь. Бывают ли следователи бывшими? Вопрос риторический… Может, поэтому он и работает сейчас в охране садовых обществ.
– Если к нам приходит дачник и жалуется, что у него шланг украли, я ему сразу говорю – иди к тому-то и забирай у него свой шланг. Бывает, конечно, что воров так просто не найти, это, как правило, профессиональные воры, присмотревшие богатую дачу, но и они, бывает, попадаются, – рассказывает Николай Андреевич, – у нас здесь чаще всего мелкие бытовые преступления совершаются, кто-то у кого-то урожай украл, в чьем-то доме бомж поселился, кто-то на хулиганов жалуется. Поэтому весной и осенью мы осматриваем машины и отмечаем, кто привез, к примеру, холодильник и кто увез. Это сильно облегчает процесс поимки воров.
В охранные обязанности казаков входит наблюдение за сохранностью насосной станции, ЛЭП и прочего оборудования садовых обществ. Остальной порядок садоводы должны обеспечивать себе сами.
– Мы выдаем дачникам таблички, на которых написано, что сады охраняются казаками и указан наш номер, по которому всегда можно позвонить, если замечен кто-то подозрительный. И знаете, ведь действует! Иной раз заметим, как кто-то в лесу деревья пилит, вот, вроде, не наше это дело и лес не на нашей территории, можно было бы отойти в сторону, но казак так не поступит, потому что это наша земля и страна наша. Если казак видит несправедливость, то его дело вмешаться, а не проходить мимо. И это все чувствуют, – Александр Шамараев дополняет рассказ об обязанностях охраны от себя. В это время звонит телефон и я невольно становлюсь свидетелем разговора.
– Что у вас случилось? Проводку надо посмотреть? Ладно, посмотрим, – Александр кладет трубку, – бабушка звонит, что-то у нее там сломалось.
– Вы и бабушкам помогаете? – удивляюсь я «тимуровскому» поведению казаков, — вы же охранники, а не электрики…
– Как бы это смешно не было, но мы бабушек и через дорогу переводим. Звучит несколько пафосно, но мы работаем не только ради выгоды, поэтому всегда стараемся помочь, когда можем. Бывает, что нам поступают звонки с просьбой отогнать бродячих собак, которых дети боятся или проверить подозрительного прохожего, а бывает, что звонят и предлагают морковку на корм лошадям забрать.
– Понимаете, мы не можем навести порядок во всей стране, но можем на том месте, где работаем, поэтому мы и стараемся за всем следить, а не только за насосными станциями, – добавляет от себя атаман-следователь, – В этом и есть наша польза для страны.
– А что вы с нарушителями делаете?, — спрашиваю я, поглядывая на потертые нагайки (казачьи «плетки» из сыромяти ).
– Полиции сдаем, – хитро улыбается атаман, – а нагайкой я племянника от курения отучал. Хороший парень растет!
Кардинальное средство воспитания, конечно. Не самое гуманное, но глядя на этих суровых мужиков, сомневаться не приходится – своих детей они именно так и воспитывают.
Лично у меня, после знакомства с казаками сложилось впечатление, что казак – это не этнос, это тип мышления. Или, иными словами, общий дух: любовь к традициям «домостроя», близость к земле, честность, открытость, прямолинейность. И неравнодушие.
Рекомендую заглянуть:
- Путешествия и жизнь в Тайланде: путеводитель
- Туристическая страховка онлайн (скидка и какую выбрать)
- Как работать удалённо. Бесплатное пособие
- Мобильный интернет и связь в Тайланде
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Казаки Сибири иДальнего Востока!!!Наше время пришло. Воровская власть с Путой продает нашу Сибирь иностранцам аж на 25 лет.Сибирь,которую наши деды завоевывали,поливая потом и кровью. Отстаивая богатства Русского государства.А что будет с Сибирью через25лет? А вы взгляните на Америку,какие там просторы:Без сосенки,без кустика , без лесочка.Это они сами у себя сотворили,А что будет на чужой для них земле?Пример тому Аляска.Ладно бы,все заработанное,пошлона пользу Русскому государству,а то ведь уйдет опять в карманы наших ворюг-олигархов,мы это уже проходили.Неужели Ермак Тимофеевич со товарищами,зря жизни положили защищая Сибирь.Значет,Мы не достойны звания Казака,если отдадим землю нашу на поругание.Пора Казаки,пора впоход собираться!!! С Богом!!!
Салтанат Бузин Серzей братан Саша Думан Кайрат Нуржан Марат Руслан Сако Баха