Капоэйра. Философия игры

Этот текст и эта тема мне были просто интересны. С ребятами-капоэристами мы познакомились в лагере «Вуаля» на одном из сезонов. И что я вам хочу сказать, они произвели впечатление! Теперь мы даже немного дружим.

«Так, а теперь смотрим друг другу в глаза, держим партнера, держим! — контакт очень важен… и в джингу». В это время мое положение сложно назвать удобным: ноги широко расставлены, согнуты в коленях, корпус напряжен, руки приготовлены для защиты. Бразильское боевое искусство, с успехом покоряющее Сибирь, редакция Nightout решила испытать на собственном опыте, а точнее — на моем. Итак, в лице меня Nightout отправился на свое первое занятие капоэйрой.

К тренировке я начала готовиться заранее — перечитала множество различных отзывов в Интернете, проштудировала всевозможные сайты и каталоги. Впечатление складывалось положительное. Удивило, что капоэйрой занимается не только молодежь, но и вполне взрослые, можно сказать, даже пожилые люди. Хотя, насколько я сумела понять, физическая нагрузка довольно-таки серьезная.

Там же, в Интернете, нашла информацию об истории капоэйры. Достоверные сведения о капоэйре начинаются с XVIII века, но фактически она зародилась несколько ранее. Согласно общепринятой версии, капоэйра возникла в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которых португальцы привозили из других колоний — Анголы, Мозамбика, Гвинеи, Конго. Вследствие жестокого обращения бразильских рабовладельцев часть рабов бежала в сельву, где африканская религия и культура встретилась с индейской. Беглые селились в киломбуш — «вольных городах», из субкультуры которых и начала свое распространение капоэйра.

В общем, все это только усилило мой интерес. И я начала подготовку «снаряжения» — необходимо было найти спортивную одежду. Пришлось перерыть весь дом в поисках бывших когда-то в употреблении спортивных штанов и маек. В кроссовках необходимости не было, как и во многих других боевых дисциплинах, капоэристы занимаются босиком. Во-первых, в силу традиции, а во-вторых, в целях безопасности.

Проводятся занятия в обычном спортивном зале. Никакого специального оборудования там нет, за исключением баскетбольного кольца, но оно для капоэристов мало чем полезно.

Перед занятием я немного нервничала. Нет, вы не подумайте, я когда-то занималась спортом, но что такое боевое искусство знала только по фильмам с Джеки Чаном. То есть прыжки со всех возможных поверхностей, «удар дракона» и душераздирающее «Киа».

В спортивном зале меня встретил Глеб, который проводит занятия. Он предупредил, что не все будет легко для новичка.

Началось занятие со стандартной разминки

Глеб объяснил какие упражнения какие мышцы растягивают. «Это — на растяжку бедра, это — для позвоночника». В принципе, ничего сложного.

После разминки мы отрабатывали отдельные комбинации. Основное движение в капоэйре — это джинга (танец). «Маятниковый шаг, с помощью которого вес тела попеременно перемещается с одной ноги на другую». Джинга по своей сути — это подготовка к какому-то действию, защите, нападению. В игре или по-другому в жоге — именно так называется сам «бой» — джинга имеет очень важное значение.

«Капоэристы — это не танцоры, в прямом смысле слова, не бойцы, это — игроки. Сами себя называющие игроками, а капоэйру игрой, — рассказывает Эрнесто, инструктор по капоэйре. — В детстве многие играли в „топталки“; благодаря своему игровому аспекту они чем-то напоминают капоэйру».

Но до начала самой игры движения отрабатываются в парах. «В глаза смотри, в глаза, — учил Глеб. — Отзеркаливай». Всячески пытаясь подстроиться под мою напарницу Машу, делаю джингу. Ноги, между тем, уже начинают гудеть.

Следующее движение, которое показывает Глеб, очень напоминает по стилю брейк-данс. Естественно, я заинтересовалась возможно ли такое. «Есть предположение, — ответил мне Эрнесто, — что брейк пошел именно от капоэйры, причем это предположение вполне обоснованное. Хотя, вероятнее всего, влияние двухстороннее: сначала брейк позаимствовал у капоэйры, а потом капоэристы что-то стали брать из брейка».

В парах мы отрабатывали те же самые упражнения, что и поодиночке. Только теперь махи ногами и «уходы» приобрели другой смысл. Одно дело нападать на воображаемого соперника, другое — на вполне конкретного человека. Но капоэйра не агрессивна. Большинство движений выполняются бесконтактно, то есть не задевая человека. Допустим, я делаю «миалуэ-де френче» — это мах ногой, в это время Маша делает «эшкиву джиагональ» — это защита (уход).

Но вот заканчивается и этот этап работы, впереди — жога

«Есть разные способы провести занятие, — рассказывает Эрнесто. — Но зачастую так все и происходит, как сегодня: сначала разминка, потом одиночные связки, чтобы больше разогреться, четко отработать технику и подготовиться к парным упражнениям, после чего парные упражнения, в перерыве между ними какие-то растяжки и в конце — игра».

Честно говоря, когда Глеб сказал, что мне тоже предстоит участвовать в игре, я очень сильно испугалась. Во-первых, уже чувствовалась немаленькая усталость. Во-вторых, мне казалось, что я вообще ещё не подготовлена и ничего не смогу сделать.

Вся группа встала в круг, который называется рода. Во главу круга, если таковая существует, встали музыканты. Глеб с инструментом беримбау (лук с привешенной к тетиве выдолбленной тыквой-кабасой) и Назар с барабаном-атабаке. Они задали темпоритм. Эрнесто запел на португальском, его песню подхватили в кругу.

На середину вышли двое — началась игра. Два человека, танцуя, перемещаются с места на место, нападая, защищаясь, демонстрируя ловкость, пластику, гибкость. Не касаясь друг друга, они держат контакт глазами: «Кто кого перехитрит, кто отведет взгляд». Песня продолжается, игроки сменяют друг друга.

Эрнесто кивком головы зовет меня в круг. «Так, только без паники», — успокаиваю себя. Начинаем с джинги, потом несколько выученных комбинаций. Эрнесто делает какие-то невообразимые движения, опять в голове промелькнуло: «Что делать?» Уйти от удара получилось само собой (как мне потом объяснил Глеб, эта самая быстрая комбинация защиты). Оцепенение прошло, появилась свобода движений… Снова джинга. Набор движений у меня крайне скудный, но даже с этим запасом можно немного поиграть. Нас сменяют следующие.

Есть такое понятие в капоэйре — аше (счастье, эйфория)

состояние, в котором люди способны сделать то, чего сами от себя не ожидали. Это очень сильная эмоциональная составляющая капоэйры. Подумала, что, может быть, мне удалось хотя бы немного почувствовать это самое состояние.

Прежний ритм сменяется новым, темп которого в два раза быстрее. Игра становится более зрелищной, динамичной. В круг выходят самые опытные. Они двигаются очень красиво и быстро. Все это похоже на хорошо спланированное выступление, а не на противостояние-импровизацию.

«В капоэйре не существует победивших и проигравших. Люди занимаются этим для своего удовольствия, они играют, и даже если один человек „уронил“ другого, они встают, жмут друг другу руки, начинают снова — это ничего не означает, — комментирует Эрнесто.

Скорость примерно у всех одинаковая, она подчиняется определенному ритму, который задает беримбао. Здесь важно обыграть человека, проявить как-то свою хитрость, легкость, смекалку. А самое главное — просто сыграться, подстроиться друг к другу, поймать ритм. Чтобы обоюдно получилось хорошо поиграть».

Игра в кругу заканчивается песней. Даже я к концу занятия выучила несколько португальских строчек. «Балансу у корпу синья, балансу у корпу синьо…».

«В капоэйре человек учится не только всесторонне владеть своим телом, но и учится петь в хоре и петь соло. Даже люди, у которых голос изначально не очень хорошо поставлен, после какого-то времени занятий, начинают петь на порядок лучше. Люди учатся играть на национальных инструментах: беримбао и атабаке, получая некий культурный опыт, перенимая традиции».

После занятия мы пили зеленый чай и разговаривали. Конечно, всем было интересно, понравилась ли мне тренировка.

Я выделила несколько пунктов, которые, на мой взгляд, могут привлечь в капоэйре:

1. Физические нагрузки. Как альтернатива фитнесу и спортивному залу. Отличная возможность поддержать спортивную форму.

2. Польза для здоровья. Например, капоэйра может помочь людям с искривлением позвоночника — многие упражнения способствуют этому. Кроме того, это возможность отказаться от многих вредных привычек. Хотя безусловного табу в группе нет, но, как показывает практика, в большинстве случаев людям становится неинтересно «губить свой организм».

3. Возможность научиться петь и танцевать. Гибкость и пластичность, которая приобретается во время занятий, поможет стать «звездой танцпола». А навыки пения — «сразить» любое караоке.

4. Хитрость. «Игра» учит быть не только физически подготовленным, но и думать головой. Если говорить о практической пользе боевого искусства, может быть, уличная драка и предполагает наличие грубой силы, но умение вовремя уйти от удара и обхитрить противника никогда лишним не бывает. А, возможно, занятия капоэйрой помогут этой драки избежать вообще.

5. Философия. «Как и любое искусство, — говорит Эрнесто, — это философия по жизни. В капоэйре нет жестких блоков, здесь постоянные уходы, уклоны. И жизнь через какое-то время начинает восприниматься через эту призму. Многие капоэристы, которые занимаются достаточно давно, говорят, что вся жизнь для них становится игрой. Она преподносит им какой-то удар — они уклоняются, выпрямляются с другой стороны и продолжают играть. Капоэйра учит пластичности, пластичности не только в физическом смысле, но и в моральном. Люди учатся изменять ситуацию, учатся обходить её с другой стороны. Играть!»

БЛАГОДАРИМ ГРУППУ КАПОЭЙРЫ АКАДЕМГОРОДКА

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Автор: Кристина Ганькина

У меня вполне себе неплохая работа, с вполне себе нормальным заработком. Пишу о ночных клубах и всяких известных-переизвестных артистах. Хожу к ним на интервью, разговариваю на всякие приличные темы. И что? Да я терпеть не могу весь этот долбаный шоу-бизнес. И не потому что я уверена, что там одно дерьмо (всем ясно, что это не так), просто не люблю я всех этих сисек напоказ и массового развращения вкуса. Но, позвольте? – я же тоже хожу в клубы, слушаю «арэнби» и прочую хрень. Видимо, через это всем нужно пройти. Это как стадия развития. Сегодня тебя это еще забавляет, а завтра – ты от этого устал. Мне нравится моя работа, пусть с какими-то «но», пусть не всегда все получается. Мне приятно видеть результат моего труда, мне приятно осознавать, что человек, с которым я говорила, не считает меня тупым бараном, и понимает, что мне так же, как и ему приходится тяжело. И что я тоже ежедневно хожу на работу, и их, миленьких, повидала за свою жизнь ой, как не мало. Другое дело, когда столичники смотрят на нас, как на общипанных кур. Вон ведь, мля, провинция, а туда же. Впрочем, думаю, что молодым столичным журналистом тоже несахарно. Да, иногда мы задаем глупые вопросы. Да, иногда мы не успеваем (или не хотим!) готовиться к интервью. Но, поймите, дорогие друзья, мы ведь тоже люди. И у нас тоже начальник – не самый нежный, и не гладит по голове ежедневно, и дома – аврал, и денег – не хватает, и жить негде... И мы тоже устаем. Звучит как жалоба, да нет... Нам тоже иногда приходится «выступать» в клубе поселкового совета, а хочется англицкого стадиона.

Комментарии приветствуются (уже оставили 3 комментария)
  1. Алёна:

    подскажите пожалуйста,где проходят занятия капоэйро в академ городке,очень давно мечтаю етим заниматься!!!

  2. Автор:

    в школе, которая напротив Жемчужной. а лучше зайдите на сайт: капоэйра в Новосибирске.

  3. Анастасия:

    А подскажите где можно в Новосибирске записаться в вечернюю группу понедельник среда суббота

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *