Когда в 2006 году на фестивале неформатной музыки «Пустые Холмы» впервые услышал игру Сергея Летова в проекте «Минус Иван», я и предположить не мог, что судьба сведет нас через два года в Западной Сибири. Помню, как из колонок звучала музыка Ивана Соколовского, Сергей Летов играл на саксофоне, Олег Сакмаров на флейте, а две девчонки танцевали под этот божественный аккомпанемент. И когда начал лить дождь, ни один из слушателей не покинул своего места. У исполнителей и слушателей была одна крыша — открытое небо. Такие впечатления забыть было просто невозможно.
Недавно мой друг позвонил из Новосибирска и сказал, что организует три концерта Сергея Летова и Аркадия (FreeMan) Кириченко в проекте «Минус Иван». Я сразу же закинул в сумку камеру и вместе со своей девушкой (тоже большой поклонницей фри-джаза) спешно покинул Томск.
Сергей Летов — российский музыкант и импровизатор, играет на саксофонах (сопрано, тенор, баритон), бас-кларнете, флейтах (в том числе на флейте пикколо и альтовой), этнических деревянных духовых инструментах, инструментах собственного изобретения.
Сергей работал с многочисленными группами и музыкантами, в том числе с братом Егором Летовым и его группой «Гражданская Оборона», с группами «ДК», «Аквариум», «Центр», «ДДТ», «Алиса», «Умка и Броневик», «Рада и Терновник», «Кафтан смеха», «Московское время», «Веселые картинки», Сергеем Курёхиным в его проекте «Поп-механика«, Валентиной Пономаревой, Ольгой Арефьевой, Алексеем Борисовым и Иваном Соколовским, Олегом Гаркушей (группа «АукцЫон»), Федором Чистяковым (группа «Ноль») и другими. Дискография вышедших в свет дисков и пластинок с участием Сергея Летова насчитывает более 65 дисков и 8 виниловых пластинок. Он автор музыки к фильмам, спектаклям Театра на Таганке, МХАТа и других театров в Москве, Италии, Австрии.
Аркадий (FreeMan) Кириченко — джазовый вокалист, музыкант (туба, эуфониум, бас-труба). Один из основателей ансамбля интуитивной музыки ТРИ»О» (первоначальное название — «Свидетельство о рождении») и участник знаменитой «Поп-механики» Сергея Курехина. Участник I фестиваля джазовых вокалистов в 1990 году в Новосибирске. С 1991 по 2005 год проживал в Америке, где и исполнилась его мечта — он прикоснулся к первоисточникам джазовой культуры, пропитался духом города, являющегося столицей мирового джаза, увидел «живьем» своих кумиров. За время пребывания в Америке принимал участие во множестве концертов и записал несколько альбомов.
Иван Соколовский — музыкант-электронщик, композитор, философ. Известен как участник групп «Ночной Проспект», «ДК», «Центр» и «Yat-Kha». Один из пионеров электронной музыки в России. Последний концерт Ивана Соколовского состоялся в московском клубе «Проект О.Г.И.» 2 мая 2005 года — в трио с Сайнхо Намчылак и Сергеем Летовым.
Иван Соколовский скончался в мае 2005 года. Незадолго до смерти он принес Сергею Летову свою музыку, записанную на «болванки», и попросил, чтобы Сергей пересмотрел их и разобрал. По словам Летова, Иван как будто предчувствовал свою смерть. Так и возник проект «Минус Иван», постоянными участниками которого стали Сергей Летов с джазовыми импровизациями и ноутбук «Макинтош» с записанной на него музыкой Ивана Соколовского.
Проект «Минус Иван», с которым приехали музыканты в Сибирь, посвящен памяти замечательного московского композитора Ивана Соколовского. Выступления музыкантов начались в Академгородке. Перед концертом состоялась небольшая пресс-конференция, в которой они рассказали о себе и о проекте «Минус Иван». Сам концерт был настолько впечатляющ, что меня все время так и подмывало сфотографировать кого-нибудь из слушателей, ошеломленных импровизацией Сергея и совершенно сумасшедшим джазовым вокалом Фримэна. После основной музыкальной программы к музыкантам подключился ещё и известный новосибирский джазмен Сергей Беличенко.
А следующий день был просто замечательным: мы гуляли с музыкантами по Академгородку, заглянули в школу, из которой Сергея когда-то отчислили за публичные чтения «Мастера и Маргариты» и популяризацию буржуазной музыки, сходили на Обское море, посидели в кафешке, поговорили о творчестве и о жизни. Многое из разговоров было, конечно же, записано на диктофон. Здесь же я приведу ответы Сергея и Аркадия лишь на несколько интересных, на мой взгляд, вопросов.
— Банальный вопрос: как вы встретились?
Сергей Летов:
— Мы встретились очень давно и не по поводу этого коллектива — в 1984 году на квартирном концерте. Тогда всякая такая музыка была сильно-сильно запрещена, даже в Москве.
Аркадий (FreeMan) Кириченко:
— Я бы даже сказал, особенно в Москве.
Сергей Летов:
— Да… И были популярны квартирники, то есть концерты на квартирах. Их тогда все устраивали — не только музыканты, но и поэты, которые читали стихи, и художники, которые выставляли непризнанные картины.
Аркадий:
— Как правило, на этих квартирниках обязательно присутствовал кагэбэшник, и все это знали.
Сергей:
— Но на квартире ещё нельзя было все это запретить. Обычно говорили: день рождения или там — свадьба. И музыка поэтому. Мы были в разных коллективах с Аркадием и случайно совпали вот в этой квартире. Оказалось, нам по пути ехать в метро, и мы вышли вместе, шли, разговаривали. Вот так мы и встретились — 24 года назад.
— Вы сделали огромное количество иностранных проектов. А как относятся к вашей музыке в России?
Сергей:
— Дело в том, что наша страна логоцентрична, главным является слово, то есть у нас музыка воспринимается прежде всего как песня. Пример такой: приношу я в один московский клуб — культовый клуб — фонограмму, даю арт-директору. И милая девушка возмущается: «Что вы мне принесли? Это же какой-то джаз! Это же какой-то, не побоюсь этого слова, авангард!»
«Да, но мы вот тут играли с Иваном, вот с французами — это такой проект, людей много пришло, вам же выгодно»
«Я бы на такое не пошла! Гитар нету, слов нету… Это музыка что ли?»
И это культовый московский клуб. Вот если на расстроенных гитарах, на трех блатных аккордах и обязательно с матюгами — ну, вот это да. Вот в чем ситуация…
— Кстати, по поводу песен со словами… Очень интересно творчество группы «АукцЫон». Кажется, у них поэзия сливается с музыкой, и грань между поэзией и музыкой теряется.
Сергей:
— Вообще, группа «АукцЫон» — это очень интересное явление — для меня. Это комьюнити, что вокруг них образуется, это очень нехарактерно для нашей страны и для нашей культуры. Во-первых, у них есть тот, кто поет, и тот, кто сочиняет тексты, — это разные люди. Это очень необычно. Во-вторых, они поддерживают проекты, которые делают отдельные участники группы. Допустим, выступаем мы с Гаркушей — официальный сайт «АукцЫона» будет всячески это поддерживать.
«АукцЫон», я считаю, — это передовое явление в нашей современной культуре.
— А есть ли кто-нибудь, кто очень сильно повлиял на ваше творчество?
Сергей:
— Прежде всего это ленинградский философ и издатель журнала Ефим Семенович Барбан, он издавал «Джаз-квадрат» на новосибирские деньги. Сейчас он живет в Англии. Я от него услышал о британской школе свободной импровизации. Ну что я мог знать о ней? У нас не было никакой информации. Что какая-то свободная импровизация может быть, я только от него и узнал — и был потрясен. Вторым человеком, сильно повлиявшим на меня, была композитор Софья Губайдулина. От нее почерпнул очень много идей — ритм и его отсутствие, связь с духовностью, телесностью. Многие люди повлияли, но я бы не сказал, что кому-то в жизни подражаю. Мне не хочется кого-то повторять. Интереснее, когда идеи приходят не из музыкальной области, а из области творчества, современного искусства, театра.
Например, Андрей Монастырский. Это теневой лидер нашего концептуального искусства, очень близкий по духу, по творчеству человек, который тоже повлиял на меня.
У нас, мне кажется, уровень музыкальной культуры немного ниже, чем в Западной Европе и в США. То есть образцов у нас нет, до сих пор в чем-то повторяем Запад. Может быть, пришло время, когда надо меньше слушать, а больше самим что-то изобретать.
В Томск я вернулся под большим впечатлением: было много интересных разговоров и отличной музыки. Это здорово, когда жизнь знакомит с людьми, творчество которых тебе действительно нравится. Я думаю, что мы ещё обязательно встретимся, несомненно, в Москве, а может быть даже и в Томске.
Пост в ЖЖ: dimaberkut.livejournal.com/158509.html
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Сегодня шла по Невскому проспекту и увидила афишу: «аукцЫон» в ноябре, кажется….
Не обратила бы внимание, если бы…не прочла утром вашу историю*
А вообще, мне карточки нравятся — они живые:)
увидела*
Очень хорошо написано — мне нравится. На «Минус Ивана» сама хотела сходить, но не смогла. Дельные вещи говорят. Со многим согласна. До западного уровня нам еще действительно далеко. У нас по сути ничего почти нет из музыки. Именно Музыки. Логоцентричность превалирует. Это и плохо и хорошо. С одной стороны нас это отличает. Но с другой стороны — отбрасывает назад в развитии именно музыкальном. Я сама вот ходила недавно на джазовый фестиваль, там были экспериментаторы из Нидерландов — очень уж креативные ребята. Некоторые были в шоке, в ужасе. А мне понравилось. Эксперимент — это всегда интересно, покрайней мере для меня!:)))
Спасибо за отзывы! ..))