Пение и сопение

В наших широтах водятся такие необычные существа — кудрявые и белокурые девушки шестнадцати лет. Одна такая знакомая мне Катя хорошо учится в хорошей новосибирской школе, много чем перспективным интересуется, но особенно любит ходить со сверстниками самого разного пола на футбол.

Катя — заядлая болельщица.

Я пробую вспомнить увлечения девушек, окружавших мои шестнадцать. Мне кажется, их совсем не интересовал этот мужской спорт, а теперь футбол, как игра и как болезнь, становится как бы вне пола. Он теперь почти юнисекс.

Моя память устроена странно — очень быстро стирается даже вчерашнее, как будто внутренний «жесткий диск» сам себя предохраняет от переполнения, сжимает прежние записи в точку — чтобы было свободное место для нового, которое тоже будет сжато. Это свойство внутреннего компьютера тем более относится и к сильно старым файлам — картинкам из детства.

Я помню мало — как мы играли с пацанами в войну (это называлось на детском языке — «в войнушку»), сурово и травматично метая в противника дротики из заточенных ивовых веток.

И как мы играли в «жопу» — игру наподобие футбола, с одними воротами и показательным «распиныванием» проигравшей команды.

Мне с моими товарищами по команде часто не везло. По результатам игры мы строились в ряд в воротах, спиной к противникам, наклонялись — и получали с пяти метров жесткое наказание от ликующих победителей.

Может быть, эти удары и стали чем-то вроде профилактики от футбольной лихорадки? Потому что с тех пор я прохладен к командному спорту, этой «войнушке» стенка на стенку. Если бы мы тогда побеждали, то, возможно, вместо прохлады были бы и у меня сейчас всплески и обострения — раз в четыре года, а то и чаще.

А так — и тогда, и после, когда я начал играться во что-то более индивидуальное и менее брутальное (вроде тенниса), у меня никогда не выходило «болеть за других».
Мне всегда казалось, что быть спортивным болельщиком — это слабая человеческая позиция. Кто-то настоящий живет и действует — а ты всего лишь смотришь, ты пассивен и вторичен.

Но это взгляд изнутри моей головы, а есть другая точка зрения — как минимум, у миллиарда человек, которые смотрят трансляции чемпионата мира — ЧМ-2006. Которым нравится болеть этой болезнью. А я так не научился что-то понимать в футболе — и, быть может, что-то важное недопонял про человечество. Потому что на густонаселенной нами планете футбол явно нужен и важен.

Память человечества устроена иначе, там всё хранится без сжатия, в первоначальных форматах.

В этих сложных архивах есть много чего…
про недоигранное в детстве, тоску по чужому локтю,
про желание со-страдать и со-радоваться, идеальную форму шара, толпу и армию,
про принадлежность к стране и народу, красоту движения тел в пространстве, агрессию и фанатизм, ограниченность отпущенного времени и необходимость победить до финального свистка,
про своих и чужих,
про скоротечность триумфов, азарт на сцене и расчет за кулисами, восходы и звездопады,
про гладиаторов и купцов, болящую душу побежденного,
про жажду славы и денег,
про прелесть общечеловеческой бессонницы ночью и последующего индивидуального бессознательного на работе,
про безумство умных и мужество страсти,
про одновременное желание войны (войнушки?) и мира, про пацанов, сбегающих с уроков на стадион.

Все это тихо звучит (или громко кричит) во всех нас — так или иначе играющих человечках. И — в болеющих-за-играющих. Болеющие любят свою болезнь, развивают её в себе; для них этот вид нездоровья — радостное приключение и щекочущая встряска, буйный праздник на фоне унылых и здоровых будней. Общий недуг объединяет, бодрит и развлекает.

Болеющим весело — они любят любить своих и злиться на чужих, смотреть как этим чужим распинывают жопу. И сама мысль о возможном излечении их позабавит. Или, может быть, оскорбит. А тогда можно и по морде — как принято у жестких фанатов.

Им, обнадеживающе больным, всё это нужно — чтобы чувствовать себя живыми.

Футбольная болезнь — из серии сладких зависимостей, передающихся воздушно-капельным путём, через Интернет и телевизор, и ещё орально — на стадионах. Инкубационный период вызревания зависимости как болезни — не зависит ни от чего, заразиться можно в любом возрасте, в группе риска — всё человечество, от белокурых сибирских девушек до негров преклонных годов (случаи инфицирования животных неизвестны).

Не быть в курсе футбольных новостей даже как-то странно, с незнающим решительно не о чем разговаривать в приличном обществе. Хотя — не быть в курсе, не быть смотрельщиком почти невозможно, это — со всех сторон и на каждом шагу…

Но болеть за чужую игру отдельно взятый я все-таки не буду. По мне лучше выйти во двор, невзирая на возраст и недостаток спортивной формы, снова САМОМУ сыграть с пацанами в «жопу» и снова САМОМУ получить по ней — чем на ней же сидеть и как бы со-участвовать…

Есть такой старый анекдот: «Знаете, чем отличается авторство от соавторства? — Тем же, чем пение от сопения». Когда вырасту большой, сопеть не буду — лучше стану Марадоной.

Рекомендую заглянуть:

Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:

Вы можете оценить эту статью: Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Загрузка...

Автор: Валерий Кламм

Основатель и автор проекта "Родинки на карте" О себе: («фотопродюсер», «литератор», «фотограф», «президент», «кламыч»…). Родился 2 октября 1961 в Новосибирске. К 1983-му году научился быть архитектором. Потом вместо домов стал проектировать события и процессы. В 2000-м как благотворительный чиновник руководил проектом «Восток Магнума» (выставки и мастер-классы агентства Magnum Photos в Сибири), летом 2002 года как рук.проекта ездил по Южной Сибири (Саяно-Алтай) с международной фотоэкспедицией «Люди на границах», из путешествия привез первую порцию «баек». Придумалась большая программа фотоэкспедиций «Восемь рек Северной Азии», которой с 2003 стал руководить в Агентстве «Открытая Сибирь»; прошел с фотокомандами маршруты по Енисею и притокам, по Иртышу в Восточном Казахстане, по Чуйскому тракту на Алтае — от Бийска до Монголии…  Незаметно сам начал фотографировать и участвовать в выставках: «О.К., America» — Apexart, Нью-Йорк (в проекте группы «Синие носы»); «М52. Чуйский тракт» — фестиваль ИнтерФОТО (ЦДХ, Москва), Бийский краеведческий музей, Красноярская музейная биеннале; «Ворота Азии. Иртыш Черный и Белый» — ИнтерФОТО (ЦДХ, Москва) — Усть-Каменогорск-Семипалатинск-Павлодар-Омск… авторский документальный фотофильм Иная страна / OTHERLAND после показов в Норильске (конференция «Гражданин мира или пленник территории?») и Беслане был представлен в программе Contact Photography Festival в Торонто.

Комментарии приветствуются (уже оставили 2 комментария)
  1. Алексей Талашкин:

    Есть простой кабацкий закон: кто платит деньги, тот и заказывает музыку. До тех пор, пока спонсором нашего спорта будет пиво, вот до этих самых пор все уткнутся в ящик и будут сосать эти бутылочки. У меня брат потихоньку в деревне на это дело подсел — «сижу, как бы за наших болею. Пью под это дело.» И уже не хватает стеклянной бутылочки — потлорашку надо, двушку. А производители ухо востро держут: даешь трех, пятилитровую бутыль! Олимпийский девиз «Быстрее! Выше! Сильнее!» незаметно переформулирован в «Быстрее! Больше! Пьянее!»
    И поэтому создается и через рекламу, и интернет, и радио, газеты и пр. ажиотаж вокруг игры. я не против футбола, я против фанатизма.

    А если бы миллионы, которые они тратят на иностранных игроков, пустить на детские спортивные школы, обустроить дворы? Пусть в нашем будут маленькие футбольные ворота, в соседнем — волейбольная сетка, в через дорогу — баскетбольное кольцо. Глядишь, и квартирных краж было б поменьше, и пиво пили б не в тех масштабах, что во время ЧМ или ЕВРО…

    Отец рассказывал, как в его еще детстве выходили в деревне все на поле — и пацаны, и мужики, и деды, и гоняли мяч или карусели делали, бей-беги, лапта… сегодня это утопия7 Невозможно уже что ли? Да от нас самих зависит! Валера! выходи во двор, я с тобой! А дочка подрастет — и ее вытяну!

  2. Дмитрий Матросов:

    Читаю и улыбаюсь)))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *