Январь. -25. Мне холодно. Рядом со мной работают люди в камуфляже. Кажется, что они совершенно не замечают мороза. Работают легко, успевая между делом подымить сигаретой и перекинуться парой слов. Им нельзя медлить — через два дня представление. В город приехал цирк.
На расчищенном бульдозером пустыре рядом с рынком постепенно вырастает маленький город — сначала, избегая чернеющих дыр заброшенных погребов, КАМАЗы расставляют в каре жилые вагончики и фургоны с животными, промежутки между передвижными домиками зверей и людей закрываются сетками. Я стараюсь подальше обходить лающего кавказца, сидящего на цепи. Второй цепной пес караулит прицеп с тиром и выглядит добродушней, но мне после знакомства с его неприветливым коллегой собачье добродушие кажется мне хитрой тактической уловкой. Внезапно псы замирают в ожидании — на наших глазах рождается настоящее ЧУДО.
Словно бы нехотя, поднимается с земли красно-желтый шатер. Рабочие начинают монтировать помосты, световое оборудование и манеж. И ещё четыре тепловых пушки, которые будут сражаться с январской стужей во время представлений.
Жизнь цирка-шапито четко расписана: в будни — переезд и монтаж купола, в выходные —представления. После — демонтаж купола и переезд на новое место.
КАМАЗов меньше, чем вагончиков, поэтому машинам приходится делать по две ходки. Вагончики разные, приземистые — жилые, временное пристанище артистов. А самый большой вагон с евроокнами — не дирекция, как можно было бы подумать, а зверинец.
Вагончик, в котором живут рабочие сцены, отличается спартанской обстановкой: справа и слева — спальные места, посередине — кухня с холодильником и рукомойником, ничего лишнего. Бригадир, которого все зовут Мелкий, готовит на плитке макароны по-флотски, а потом начинает поджаривать замороженные блины со сгущенкой. Сгущенка вытекает на сковородку, вагончик наполняется дымом и гарью.
— Почему блины со сгущенкой? — спрашиваю я.
— Другие просто надоели… — отвечают ребята.
Кочевая жизнь любого сделает крупным специалистом по фаст-фуду.
Вагончики артистов, среди которых много семей, намного комфортнее, и напоминают самые настоящие «стационарные» дома. Здесь на полу ковровое покрытие, милые шторки на окнах, есть и бытовая техника, и телевизор, и компьютер. Обычная квартира, только маленькая, которую можно возить с собой по городам и весям. Вообще, это даже удобно, когда вся жизнь проходит на колесах. Меняется программа гастролей, и миниатюрные домики везут своих хозяев к новым зрителям, позволяя путешествовать, не выходя из дома. Хотя такая мобильность не каждого примирит с отсутствием водопровода и канализации.
В будние дни основная работа ложится на плечи рабочих сцены, монтирующих купол. Но вот наступает суббота, и с утра народ тянется к кассе, которая стоит у входа на территорию цирка. Сегодня настоящий аншлаг.
— Это здорово, что к нам прямо под окна приехал цирк, — говорит Ирина, пришедшая на представление со своими двумя дочерями. — Выбраться в стационарный цирк в городе с детьми очень сложно.
Наконец, звучит третий звонок, и представление начинается!
За кулисами, которые занимают четверть купола, работают две небольшие тепловые пушки. Поэтому перепад температур ощущается очень сильно — два шага к пушке — жарко, два шага назад и начинает идти пар изо рта. Поэтому у пушек всегда многолюдно. Хотя так за кулисами все время представления находятся лишь клоун Рико, чьи репризы заполняют паузы между номерами, и конферансье Ольга. Остальные артисты греются в вагончиках и приходят перед своим выходом.
Люди по-разному попадают в цирк. Кто-то с детства дышит его воздухом, как говорят -«вырастает в опилках», и уже не мыслит себе другой жизни вдали от манежа. Кто-то начинает с любительского циркового кружка, и постепенно решается сделать хобби своей профессией.
Сегодня цирк переживает не лучшие времена. Без государственной поддержки он оказался незаслуженно забыт. Мы ходим в кино, не забываем о театрах, отдаем дань модным ночным клубам, а то и казино, а цирк остается вне списка предполагаемых развлечений. В цирк мы попадаем от случая к случаю, и то, если только у нас есть дети, настойчиво требующие своей порции завораживающих чудес.
Но цирковое искусство — древнее, выросшее на традициях балаганов и ярмарочных гуляний, не заслуживает столь печально участи. В отличие кинофильма, главным героем манежа остается живой, а не целлулоидный человек. И нет спецэффектов, нет компьютерной графики. Нет десятков дублей и команды каскадеров. Каждый раз, выходя на сцену, артист цирка остается наедине со своим номером, который он должен выполнить без ошибок. Наверное, поэтому, все крестятся перед выходом на манеж.
Цирк-шапито предъявляет ещё более высокие требования к мастерству артиста. Манеж на новом месте всегда немножко другой — ведь под ним не бетонная плита стационарного здания, а новый кусок земли со своим уникальным рельефом. Неровности манежа увеличивают вероятность падения артиста, реквизит каждый раз приходится заранее тщательно регулировать. Сложно поставить барьер так, чтобы он не шатался, когда по нему пройдут выступающие звери.
Вопреки расхожему мнению обывателей, подозревающих всех дрессировщиков в жестоком обращении со своими питомцами, это совершенно не соответствует действительности. Звери для дрессировщика — практически члены его семьи. Когда они маленькие, они живут вместе с ним в одном вагончике, после переселяются в клетку в самом большом и благоустроенном фургоне — зверинце.
Я в гостях у Евгения Кима, он показывает мне фотографии. На снимках разные города, разные времена года и звери, звери, звери…
Вот леопард, играющий с собаками на улице, а вот он потягивается в зарослях травы. А вот кадр, на котором Джерри, сегодня — взрослый красивый леопард, котенком, не больше варежки, свернулся на той же скамейке, на которой сижу сейчас я.
Взрослых леопардов в цирке двое, для меня они одинаковые, как близнецы. Для Евгения — два совершенно разных зверя со своими привычками и характерами.
Есть ещё третий — совсем котенок. Он тычется носом в решетку и подставляет голову под руку дрессировщика. Клетка просторная, но двигаться ему удается с большим трудом — Тихон неудачно упал и его сейчас старательно выхаживают. Маленькой победой стало то, что леопард стал расти и вставать на все лапы, до этого он подволакивал заднюю часть туловища.
Рассказывать о мире цирка можно бесконечно долго — у каждого из встреченных мною людей своя история, свои надежды и чаяния. А я думаю, что все мы — не актеры мира-театра, как предположил когда-то Шекспир, а артисты цирка-шапито, выстраивающие хрупкие яркие купола своей надежды под серым вьюжным небом.
Просто некоторые из нас, самые смелые, однажды позволяют ветру унести себя в бесконечное путешествие по земле и по жизни. Наверное, именно так становятся гениальными артистами невесомых цирковых балаганчиков — научившись жить с ветром приключений в сердце.
Другие репортажи в блоге:
- Сказочные дети: фото подборка Анны Масловой
- Один день из жизни стриптизёрши
- Неделя молчания в буддийском монастыре
- Странный Петербург (А.Петросян)
- В Таиланд самостоятельно: авторский путеводитель
(c) Анна Маслова. Копирование материала запрещено.
Понравилась статья? Буду очень благодарна, если вы расскажете о ней друзьям:
Классно некогда бы не подумал что за 4500 км увижу твою фото сессию .Спасибо за вот эти слова- Рассказывать о мире цирка можно бесконечно долго — у каждого из встреченных мною людей своя история, свои надежды и чаяния. А я думаю, что все мы — не актеры мира-театра, как предположил когда-то Шекспир, а артисты цирка-шапито, выстраивающие хрупкие яркие купола своей надежды под серым вьюжным небом.
Просто некоторые из нас, самые смелые, однажды позволяют ветру унести себя в бесконечное путешествие по земле и по жизни. Наверное, именно так становятся гениальными артистами невесомых цирковых балаганчиков — научившись жить с ветром приключений в сердце.Парень с шариком
Артем, рада тебя видеть:) спасибо за добрые слова:) это куда же тебя унесло, за 4500 км?
классно=)
спасибо, Аня, за возможность увидеть знакомых людей )) пока читал — забыл про работу… теперь поползу по сети искать остальных…
отличные фотки,интересная информация,мои папа и мама работали в «Шапито»,лет 17 назад, очень тепло вспоминаю о цирке про который так много слышала)))
Сегодня с сыном были на представлении(Ачинск) очень понравилось. Подскажите а где можно посмотреть всех артистов может сайт какой есть или в моем мире есть странички.плиз:-))))
«Вообще, это даже удобно, когда вся жизнь проходит на колесах»
Не совсем согласна. Каждый артист стремиться обзавестись «нормальным» домом, куда можно будет приехать в отпуск…ну или уже на пенсию.
И уж поверьте, личный опыт, куда удобнее жить в уютном доме, где всегда есть свет, отопление и горячая вода, чем в караване…
хочу поработать в вашем шапито!!!Я Работаю ковёрного и я из сибири:-)
8 августа была в этом цирке,в городе Тулуне. Всё было клёво,сходила бы еще не раз:))))) ПРИЕЖАЙТЕ ОПЯТЬ К НАМ!!!:)))
Очень здорово……..Мы с тоже с дочкой собираемся пойти на представление………..Молодцы!
Скажыте пожалуста как называется этот цирк???
подскажите как связаться с евгением ким или с фрит ильичем
В цирке ШАПИТО КОГДА ОН БЫЛ В НИКОЛАЕВСКЕ НА АМУРЕ НА СТАДИОНЕ ШКОЛЫ 5 мне ПОНРАВИЛАСЬ ДЕВУШКА КЛОУН АНА ОЧЕНЬ КРАСИВАЯ И ПРИКОЛЬНАЯ ПРИЕЗЖАЙТЕ К НАМ В НИКОЛАЕВСК
Безумно люблю цирк. С детства мечтала быть дрессировщицей. Огромное спасибо всем людям этой профессии. Вы настоящие волшебники. Огромный привет от нашей семьи из г.Биробиджана Игорю Каверному и его родным, а особенно его маме, к сожалению не знаю, как её зовут. Так получилось, что мы опоздали на представление весной, поэтому с нетерпением ждём Вас с очередным представлением к нам в гости. Будем очень рады.
Мне понравился цирк))Класс прям супер!)Супер- пупер)
мне понравился цирк очень много впечатлений .но когда он приезжал в первый раз к нам в город Большой камень было интересней
Я была там недавно,и мне очень понравилось)))Соскучилась уже за всеми,очень приятно,что можно увидеть фотографии в нете)))
Цирк называется золотой дракон их группа есть в одноклассниках и евгений там тоже есть!!!)))
Сегодня с дочерью были на представлении. Всё очень понравилось, особенно клоуны и животные.
Каждый из артистов — просто человек-легенда!!! Просто неверится,что человек способен на такие трюки (без помощи компьютерной графики, каскадеров и множества дублей). Вы, ребята, молодцы! Каждый из вас!!!
Очень интересно, спасибо огромное! И отдельное спасибо за эти слова:
Рассказывать о мире цирка можно бесконечно долго — у каждого из встреченных мною людей своя история, свои надежды и чаяния. А я думаю, что все мы — не актеры мира-театра, как предположил когда-то Шекспир, а артисты цирка-шапито, выстраивающие хрупкие яркие купола своей надежды под серым вьюжным небом.
Просто некоторые из нас, самые смелые, однажды позволяют ветру унести себя в бесконечное путешествие по земле и по жизни. Наверное, именно так становятся гениальными артистами невесомых цирковых балаганчиков — научившись жить с ветром приключений в сердце.